Древние евреи
33. Внешние судьбы евреев
По соседству с финикийцами жили родственные им по происхождению и языку евреи, оставившие о своей истории обширные известия в Библии. Их страна тоже лежала на дороге между Египтом и Ассиро‑Вавилонией, благодаря чему лишь сравнительно короткое время евреи могли пользоваться независимостью от великих держав Востока. Выведенные из рабства у египтян Моисеем, евреи поселились в стране ханаанской, которую им пришлось отвоевывать у туземцев. Последние были тоже семиты и поклонялись Ваалу и Астарте, тогда как евреи веровали в единого Бога Иегову. Сначала они не составляли одного государства, но разделялись на двенадцать колен, или племенных общин, которые управлялись судьями, бывшими их военачальниками в борьбе с туземцами, Особенно сильна была борьба евреев с филистимлянами, народом несемитического происхождения, утвердившимся на берегу Средиземного моря к югу от Финикии.
Селясь среди язычников, евреи сами часто впадали в идолопоклонство, и строгое единобожие поддерживалось у них главным образом пророками. Библия повествует нам, как евреи захотели иметь царя, дабы быть похожими на другие народы. Первыми царями за тысячу лет до Р. X. были Саул, Давид и Соломон. Второй из них был истинным основателем большого царства от Евфрата до Красного моря, в состав которого входили разные соседние народы и которое жило в наилучших отношениях с Финикией. Политическим центром своего государства Давид сделал Иерусалим, и в этом городе по его завещанию сын его, Соломон, построил (частью из финикийских материалов и руками финикийских рабочих) храм единому Богу. Благодаря этому, Иерусалим сделался и религиозным центром царства, хранилищем еврейских святынь.
Царствование Соломона было мирным и славным, но царь позволил финикийцам строить святилища их богам в самом Иерусалиме и сам приносил им жертвы. По смерти этого царя, государство распалось на два царства – Израильское на севере и Иудейское на юге. Первое образовали десять колен, второе – два, но зато в нем находился Иерусалим. Это разделение между Израилем и Иудой и войны, начавшиеся между ними, позволили народам, которые были покорены евреями, сбросить с себя их владычество. Пророки обличали частые отпадения евреев в идолопоклонство и предостерегали их от опасностей, грозивших извне.
В 722 г. ассирийский царь Саргон взял столицу Израильского царства Самарию, а в 585 г. под ударами Навуходоносора пало u царство Иудейское, при чем жители были отведены в плен в Вавилон. Только после падения Вавилона персидский царь Кир позволил иудеям вернуться на родину и вновь отстроить город и храм, но с этого времени над их страною утвердилась власть персидских царей. Таким образом, евреи не имели большого значения в политической истории Востока, но зато в их среде хранилось самое возвышенное религиозное учение в то время, когда кругом, наоборот, господствовали во многих отношениях прямо нечестивые культы языческих семитов.