213. Аристотель

Философия Платонова ученика Аристотеля имела другой характер. Аристотель был родом из греческой колонии во Фракии Стагиры (на севере Халкидики, откуда его название Стагирит).Семнадцатилетним юношей приехал он в Афины учиться философии и сделался на долгие годы одним из самых ревностных слушателей Платона до самой его смерти. Потом он жил в Малой Азии, откуда был вызван Филиппом Македонским в наставники Александру. Философ и его ученик расстались лишь тогда, когда последний предпринял завоевание Персии. Впрочем, и после этого они продолжали сноситься между собою: Аристотель посылал своему бывшему ученику книги, Александр отправлял бывшему учителю разные вещи для его богатой естественноисторической коллекции. Последние годы жизни Аристотель провел в Афинах, занимаясь преподаванием многочисленным ученикам, посещавшим его лекции.

 

Аристотель. Иллюстрированная биография

 

 

214. Историческое значение Аристотеля

Аристотель не воспринял учения Платона. Учитель понимал знание, как припоминание душою того, что созерцалось ею в царстве идей, и потому у него познание мира получало характер поэтического вдохновения, Наоборот, Аристотель стремился к изучению действительного мира, наблюдая и исследуя его реальные явления. Как Платон был родоначальником идеализма, так Аристотель сделался родоначальником реализма. Всю жизнь он приобретал знания по всем наукам и старался из каждой категории добытых фактов создать стройную систему. Ум Аристотеля был всеобъемлющий, и во всех областях знания он пролагал новые пути или даже прямо создавал новые науки. Он написал также много сочинений о самых разнообразных предметах: по метафизике (отвлеченной философии), логике (науке о мышлении), этике (науке о нравственности), поэтике (теории поэтического искусства), политике. Кроме того, он оставил сочинения по разным отраслям естествознания, особенно по зоологии и ботанике, но очень многое из написанного им до нас не дошло. Аристотель утверждала, что начало всякого знания заключается в опыте, т.е. в изучении действительных явлений, при чем он считал возможным делать выводы, лишь опираясь на достаточное количество однородных случаев или предметов. Его вообще очень интересовало изучение законов человеческой мысли, и он создал логику. Свой способ мышления он применил и к рассмотрению государства.

 

215. Политические трактаты Аристотеля

Аристотель занимался изучением истории и современного ему политического устройства и собрал большой фактический материал, касавшийся более, нежели полутораста греческих и варварских государств. Как он мог обрабатывать сведения подобного рода, указывает нам найденная недавно (1891) рукопись, содержащая в себе большой отрывок из его сочинения об «афинской политии» (т. е. республике), получивший значение исторического источника первостепенной важности. Далее, на основании своих громадных знаний в этой области Аристотель написал под названием «Политики» общий трактат, в котором старается ответить на вопрос, какое государственное устройство следует считать наилучшими. Он не сочиняет, подобно Платону, никакого фантастического устройства, но делает только выводы из своих наблюдений. По его мнению, лучшее государство – то, в котором господствуют добродетель и законность, а это в известных условиях возможно при всякой форме. Аристотель установил научное разделение государств на монархические, аристократические и демократические, но каждая из этих форм может вырождаться и извращаться (тирания, олигархия и охлократия, т. е. господство черни). Сам он отдавал видимое предпочтение монархии. Аристотель разделял некоторые общественные предрассудки своего времени, думая, например, что варвары по природе обречены на рабство, и прямо возражая тем философам, которые доказывали, что рабство противно человеческой природе.