Если вы хотите узнать о римской религии подробнее, читайте статью Боги Рима

 

Самым важным народом Италии сделались латины, в земле которых был основан Рим. Древнейшая культура латинов нам менее известна, чем греческая, да и мифологические верования и предания этого народа были гораздо беднее греческих. В общем, римская религия, на которую, очевидно, была похожа религия и других италиков, напоминает греческую. Когда оба народа познакомились друг с другом, они легко узнавали в чужих богах своих собственных. Римский Юпитер соответствовал греческому Зевсу, Юнона – Гере, Нептун – Посейдону, Плутон – Гадесу, Церера, – Деметре, Минерва – Афине, Марс, особо чтившийся римлянами, – Аресу, Меркурий – Гермесу. Очень рано в Италию перешли, кроме того, греческие культы Аполлона, и Вакха, сохранивших и свои имена (Вакх и Бахус – одно и то же имя). Главное отличие римской религии от греческой состояло в том, что в первой антропоморфизм далеко не получил такою развития, как во второй. Римские представления о богах не отличались такою живостью представления и такою образностью, как греческие, а скорее стояли в родстве с разными отвлеченными понятиями. Боги и богини римлян не были, подобно греческим, существами с людскими потребностями, интересами и слабостями, но главным образом покровителями разных занятий и отношений. Поэтому у них были даже чисто отвлеченные боги вроде Януса, бога всякого начала, Термина, охранителя границ и т. п. Лишь по мере того, как римляне стали испытывать на себе греческое влияние, и у них стала складываться мифология, бывшая, однако, в сущности, сколком с греческой. Культ предков, свойственный всем арийцам, был развит и у римлян и, как у греков, связан с почитанием домашнего очага. Богиня очага у римлян называлась Веста (греч. Гестия), и в честь её существовал храм, на алтаре которого особые жрицы (весталки) постоянно поддерживали огонь. (Домашние боги назывались пенатами). Далее, в отличие от греческой религии, в которой господствовала свобода поэтического творчества, в римской религии царил формализм. Римлянин представлял себе взаимные отношения богов и людей, как основанные на договоре, т.е. на взаимных обязательствах, откуда и самое название религии от ligare, что значит связывать. Поэтому он чтил богов жертвами и молитвами, а боги за это должны были оказывать ему покровительство. Договор должен был соблюдаться точно, почему в обрядах и в молитвах все было заранее определено до последних мелочей. Раз не пропущено было ни одного слова в священном призывании бога, и раз исполнены были все подробности жертвоприношения, богу уже нельзя было не сделать того, что он сделать был обязан по самой сущности своих отношений к человеку. У римлян были и особые жрецы, понтифики, знавшие все заклинания богов и подробности культа. Были в Риме равным образом и особые знатоки гаданий по полету птиц, по тому, как священные куры клюют корм и т. п.: такие гадания назывались ауспициями (auspicia), a толкователи предзнаменований – авгурами (augures). Авгуры тоже до мелочей разработали свое мнимое искусство, которое пользовалось, однако, тем большим почетом, что все важные дела начинались ее иначе, как со священного гадания о воле богов. Кроме того, у этрусков, римляне заимствовали так называемые гаруспиции (haruspicia), узнавание воли богов по внутренностям приносимых в жертву животных. Наконец, подобно грекам, и римляне населяли окружавшую их природу разными духами.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Переводы лучше делать через карту, а не Яндекс-деньгами.