23. Устройство церковного управления

Когда Римская империя признала христианство, церковь уже имела сложное внутреннее устройство. В ней различались миряне и клир (духовенство), разделявшийся на епископов, пресвитеров и диаконов. Под управлением епископов находились епархии, соединявшиеся в свою очередь в особые области под управлением первенствующих епископов или митрополитов; епископы одной и той же области собирались на соборы. Особым почетом и влиянием пользовались в церкви епископы городов, в которых христианство было насаждено самими апостолами или где существовали высшие христианские училища. В IV в. первый вселенский собор занялся и устройством всей иерархии, т. е. священноначалия в Римской империи. Он признал старшинство за епископами трех главнейших городов империи, именно Рима, Александрии и Антиохии, а также за экзархом иерусалимским. Второй собор в том же веке непосредственно за епископом римским поставил константинопольского, как епископа «нового Рима». Права этих пяти епископов были определены на четвертом вселенском соборе, который утвердил за ними и титул патриархов. Права этих пяти иерархов были равные, но первенство признано за епископом римским. Это первенство не было, однако, главенством, потому что верховная власть в церкви принадлежала соборам. Тем не менее власть римского епископа на Западе мало-помалу выросла в настоящее главенство, и там впоследствии римский епископ сделался как бы церковным монархом.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Переводы лучше делать через карту, а не Яндекс-деньгами.