20. Установление отношений между церковью и государством

В IV – VI вв. вообще устанавливались в Римской империи и в варварских королевствах взаимные отношения между церковью и государством. В первые три века христианская церковь существовала в языческом государстве, и между ними шла борьба, но с IV в. наступили новые времена, когда произошло со стороны государства признание церкви. Уже император Константин Великий даровал христианскому духовенству важные права и преимущества: освободил его от обязанности занимать гражданские должности, а церковные земли – от налогов, позволил церкви получать имущества по духовным завещаниям и т. п. Оказывая покровительство христианству, римские императоры, начиная с IV в., вместе с тем желали, однако, и подчинить церковную жизнь своему влиянию, и уже сам Константин был как бы «внешним епископом» церкви. При нем и после него вселенские соборы собирались по почину императорской власти. Когда на престоле временно находились представители арианства, они стремились силою доставить торжество своему исповеданию. Феодосий Великий и его преемники сделали христианство государственной религией Римской империи. Особенно стремился к господству государственной власти в области церковной жизни Юстиниан Великий, положив тем самым начало определенным отношениям между церковью и государством в Византии.

В западной части империи, где власть императора перешла к варварским королям, эти отношения сложились иначе, потому что у германских государей не было того авторитета, каким пользовались римские императоры. Здесь церкви пришлось взять на себя задачу воспитания варваров, и мало-помалу выработалась теория о главенстве церкви над государством. Учение о превосходстве духовной власти над светскою существовало и на Востоке, но здесь оно понималось лишь в нравственном смысле; политические выводы сделаны были из этого взгляда лишь на Западе.