179. Реформа Генриха II

Генрих II Плантагенет (1154 – 1189) усмирил феодальную анархию и организовал правильный суд, воспользовавшись старыми судебными обычаями англосаксонской эпохи. Он отнял судебную власть у феодалов и передал ее своим чиновникам, которые производили, впрочем, только одно расследование, решались же дела известным числом местных жителей, приносивших присягу в том, что будут говорить правду. Таково было начало суда, присяжных, сохранившегося в Англии до сих пор и перешедшего оттуда в наше время и в другие страны.

Королевскому суду Генрих II хотел подчинить и духовенство, которое судилось лишь в своих судах даже в случае таких преступлений, как убийство. Желая провести эту меру, которая могла встретить отпор со стороны церкви, Генрих II добился назначения на должность примаса Англии, архиепископа кентерберийского, одного из своих приближенных, Томаса Бекета, который много содействовал ему в усмирении феодалов. Томас Бекет, ведший раньше веселую жизнь, вдруг переменился, стал настоящим аскетом, и в нем король нашел теперь уже не помощника, а сильного противника. Когда Генрих II настоял на собрании прелатов и баронов в Кларендоне, чтобы по уголовным преступлениям духовные лица судились в королевских судах в виду крайней снисходительности духовных судей к членам своего сословия, Томас Бекет отказался признать Кларендонские постановления. Между королем и примасом началась борьба, бывшая лишь частным случаем вообще средневековой борьбы между духовною и светскою властями. Томас стал отрешать от должностей духовных, подчинявшихся королю, а когда тот начал ему грозить судом, то покинул Англию и предал Генриха II анафеме. Папа (Александр III) уладил, однако, этот спор, и примас возвратился в Англию. Нация встретила его с большою радостью, как защитника свободы от произвола власти, и это позволило Томасу продолжать борьбу, отрешая по‑прежнему непокорных клириков.

Разгневанный Генрих II однажды неосторожно сказал в присутствии рыцарей, неужели он кормит только негодных трусов и никто не освободит его от злокозненного попа; тогда четыре рыцаря тайно поехали в Кентербери и там убили Томаса в соборном храме (1170). В народе на Томаса стали смотреть, как на мученика, папа причислил его к лику святых, и Генрих II должен был публично вымаливать себе прощение над его гробницей и даже согласиться на смягчение Кларендонских постановлений.

При Генрихе II началось завоевание Ирландии.