I. Арабы и Мухаммед

45. Семиты и арийцы в средневековой истории

Со времен усиления греческой колонизации на счет финикийской, образования в Азии персидской монархии (в V в, до Р. X.) и победы Рима над Карфагеном (в III в. до Р. X.) преобладающая роль во всемирной истории перешла от семитической расы к арийской, и в конце древней истории многие семитические страны находились в составе Римской империи. Одна из них, Иудея, сделалась колыбелью христианства, но населявшие ее евреи в массе остались верными вере своих предков, благодаря чему, даже рассеявшись по разным областям Римской империи, не смешивались с туземцами и сохранили свою национальную индивидуальность. В средние века на сцену истории выступил другой семитический народ, родственный евреям, арабы, которые тоже дали другим народам новую религию – ислам. Как христианство, так и ислам, возникши среди двух семитических народов, распространились далеко за пределами семитической расы. Христианство сделалось по преимуществу религией европейских арийцев, ислам – религией народов азиатских и африканских.

46. Аравия до Мухаммеда

Родиной ислама была Аравия. Эту страну издавна населяли семитические племена, ведшие кочевую жизнь, и лишь главным образом в Йемене были оседлые арабы, занимавшиеся земледелием, имевшие города и ведшие торговлю с соседними странами. Ни одному завоевательному царству древности не удавалось утвердить свою власть над арабами, хотя попытки в этом направлении делались ими постоянно. Александр Македонский перед смертью думал о походе в Аравию, а римский император Траян даже проник в страну довольно далеко и подчинил себе некоторых князей на северной её окраине. От иноземного завоевания Аравию спасали её пустыни, но они же мешали и её объединению. Тем не менее культурное влияние, шедшее со стороны исторических народов, стало сказываться в Аравии очень рано, в особенности в области религии. Сами арабы были грубыми идолопоклонниками, но к ним проникали и более развития верования других восточных народов. Хотя население Аравии и было разделено в политическом отношении на мелкие племена, но в религиозном – уже объединялось в почитании священного черного камня, принесенного, по представлению арабов, с неба. Этот камень в начале христианской эры был вделан в стену святилища Каабы в городе Мекке, которое с незапамятных времен было местом богомолья для всех арабов. В Каабе помещались идолы отдельных племен, числом до 360, и между ними были изображения Авраама и Богоматери с младенцем Иисусом на руках. Дело в том, что среди арабов распространялись и иудейство, и христианство. Евреев поселилось в Йемене немало после разрушения Иерусалима в I в. по Р. X., а позднее не без успеха велась в Аравии и христианская проповедь. Преследования, каким в империи подвергались ариане, несториане и монофизиты, заставляли последователей этих ересей искать убежища в Аравии. Новые верования оставались не без влияния и на язычников. Сами идолопоклонники признавали существование и «Всевышнего Бога» (Аллах Тааля), но это религиозное понятие отличалось у них большою неопределенностью. Мало того: среди более образованных арабов появилось даже особое религиозное учение так называемых ханифов, которые веровали в единого Бога и в загробное воздаяние за дела, совершенные человеком, и проповедовали вручение себя Богу,что по‑арабски называлось ислам. Ханифы отличались большою религиозностью, соединенною с наклонностью к мистицизму и прозелитизму (т. е. стремлением распространять свои идеи). По-видимому, это учение и послужило основою, из которой развилось все магометанство.