IV. Лев Исавр и Константин Копроним

66. Законодательство иконоборческих императоров

История Византии в VIII и первой половине IX в. наполнена внутреннею борьбою, которая была вызвана появлением иконоборчества в начале VIII столетия. Император Лев III Исавр, поднявший гонения на иконы, положил начало и новой династии,которая называется малоазиатской или исаврийской. Заняв престол путем восстания, Лев III оказался государем весьма энергичным не только в войнах с грозными соседями, но и в делах внутреннего правления. Он заботился об улучшении административной системы (в это время диоклетиановское деление империи заменялось новым – на фемы), и особенно ревностно занялся положением крестьянской массы. В последнем отношении дело Льва III продолжал и сын его Константин Копроним, тоже державшийся иконоборчества и бывший одно время соправителем отца. В их правление была издана эклога, т.с. «выборка» законов (εκλογή των νόμων) «с исправлением их в смысле большого человеколюбия»,как сказано в самом заглавии этого памятника византийского права. Кроме того, Лев и Константин издали земледельческий закон или устав крестьянский (νόμος γεωργικός), замечательный по совершенно новому отношению государственной власти к сельскому населению империи. Прежние императоры, стараясь защитить рабов от слишком жестокого обращения, а крепостных от произвольного увеличения налогов, тем не менее поддерживали прикрепление крестьян к земле и подчинение сельской массы вообще власти крупных землевладельцев. Иконоборческие императоры дали своей политике совсем иное направление. В основу крестьянского устава Льва и Константина были положены начала личной свободы крестьян и самостоятельности крестьянских общин. Это законодательство давало поселянам‑арендаторам право перехода из одного имения в другое в поисках за более выгодными условиями и брало под свое покровительство сельские общины, которые могли владеть землею сообща и ведать свои внутренние дела. В этих новых порядках видны следы славянского влияния на жизнь империи. Одною из забот императоров VIII и IX в. было таким образом ограждение крестьянской независимости от знати. Наконец, иконоборческие императоры боролись еще и против усиления монастырей и увеличения их землевладения.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Переводы лучше делать через карту, а не Яндекс-деньгами.