ГЛАВА IV

Феодализм

I. Сущность феодального устройства

Содержание:

Сущность западного феодализма

Распадение национальных государств на мелкие владения

Образование власти помещика государя

Феодальная иерархия

Взаимные отношения сеньора и вассала

Общий взгляд на возникновение западного феодализма

Феодальное общество

Военный быт феодальной эпохи

Сельское население феодальной сеньории

Феодальное землевладение и крестьянские повинности

Феодальная власть в городах

Феодализация церкви

Феодальная монархия

Распространение феодальных учреждений

Отсутствие феодализма в Византии

Враги феодализма на Западе

78. Сущность западного феодализма

Империя Карла Великого распалась в середине IX в. на три национальные части: Францию, Германию и Италию, но и каждая из них стала дробиться на более мелкие еще части, пока дробление не дошло до крайних пределов превращения больших поместий в особые владения. Это историческое явление достигло наибольшей силы в X – XI вв., когда в Западной Европе и установился так называемый феодализм (или ленная система), получивший свое название от слова феод (feodum), которое обозначало собою каждое отдельное владение (немецкое название феода – лен, Lehn).

Сущность западного феодального устройства заключалась в следующих трех основных признаках:

Во‑первых, страна, где устанавливался феодализм, распадалась на множество мелких владений, которые носили названия герцогств, графств, сеньорий и т. п. Одни из них были больше, другие – меньше; одни были настоящими княжествами, другие более походили на поместья, – но везде владельцы пользовались правами, которые принадлежат обыкновенно государям.

Во‑вторых, эти владения в одно и то же время были и как бы настоящими государствами, и как бы простыми поместьями. Главная сила каждого феодального владельца была в земле, которую он имел: именно, кто владел значительным количеством земли, тот пользовался и правами государя. Одним словом, власть феодального владельца была властью государя‑помещика или помещика‑государя. Кто был покрупнее, тот больше походил на государя, кто – помельче, тот скорее напоминал помещика, но в обоих случаях в одном лице был и государь, и помещик.

В‑третьих, все эти государи‑помещики и помещики‑государи становились одни к другим в определенные отношения. Более мелкие владельцы искали защиты и покровительства у более крупных, а те желали иметь у себя побольше таких союзников, которые могли бы и им оказывать помощь. Поэтому феодальные владельцы заключали между собою договоры, в силу которых вообще более мелкие владельцы делались вассалами более крупных, а эти последние становились их сеньорами (сюзеренами). Так как вассальные владельцы могли сами быть сеньорами по отношению к другим (т. е. у вассалов могли быть свои вассалы), то феодальные владельцы как бы располагались на разных ступенях своею рода лестницы власти и подчинения. Другими словами, между феодальными владениями существовала известная градация зависимости одних от других. Повыше стояли те владения, которые более походили на государства, пониже – те, которые скорее были простыми поместьями.

На основании всего сказанного феодализм может быть определен таким образом:

феодальным устройством называется:

1) распадение страны на множество мелких владений,

2) бывших одновременно и поместьями, и государствами и

3) находившихся в вассальных отношениях одни к другим. (Другое определение: феодальною системою называется разделение страны на множество мелких владений, в которых власть государя смешивалась с властью помещика и который находились в иерархической зависимости одни от других).

Рассмотрение происхождения западной феодальной системы (или, как еще говорят, процесса феодализации) поможет понять и самую сущность этого устройства.

79. Распадение национальных государств на мелкие владения

Отчего произошло распадение отдельных стран на феодальные владения, и на какие части распались эти страны?

Главною причиною феодального распадения было ослабление королевской власти. При Каролингах, как и при Меровингах короли вознаграждали за государственную службу раздачею земель и тем подрывали материальную основу своей силы, так как все свои доходы получали из собственных имений. Граф, управлявший областью, за свою службу получал бенефиции (beneficium), т. е. происходило соединение государственной службы и землевладения, при чем владельцы бенефициев, бывших только королевскими пожалованиями, и в то же время обладатели государственных должностей, находившиеся, следовательно, лишь на королевской службе, очень скоро обнаружили стремление обратить и свои бенефиции, и свои должности в наследственные. Им удалось достигнуть того или другого[1]. Раз должность графа делалась наследственною, граф из простого правителя области становился её князем, и государство распадалось на столько же княжеств, сколько в нем было графств. Одновременно наследственными сделались и бенефиции, которые стали называться феодами или ленами (займами). Кроме чиновников‑бенефициалов, феодальными владельцами делались также и вообще крупные землевладельцы, в числе которых были, напр. епископы, соборные капитулы и монастыри. Короли сами помогали такому превращению землевладельцев в настоящих правителей. Вследствие общего расстройства управления короли изымали некоторые поместья из ведения своих чиновников и предоставляли самим землевладельцам поддерживать порядок и творить суд в их поместьях. Такие изъятия получили название иммунитета. Сначала иммунитеты давались преимущественно духовным землевладельцам, которые вообще более умело управляли своими имениями, но потом иммунитетами стали пользоваться и светские вельможи. Кроме того, уже с давних пор люди свободные, но бедные и слабые искали защиты от обид и притеснений у людей сильных и богатых (не исключая и королей) и становились к ним в особые отношения подчиненности, делались их «людьми», как тогда говорилось, и это называлось коммендацией. Такие отношения были признаны и государственными законами. При Карле Великом франкское войско составлялось из землевладельцев, приводивших с собою своих «людей». Для последних тот или другой вельможа был сеньором, т. е. старшим, и у него была над ними известная власть.

Таким образом распадение государства на феодальная владения было следствием ослабления королевской власти, и наследниками этой власти сделались правители областей и крупные землевладельцы.

80. Образование власти помещика‑государя

Предыдущее объясняет и то, каким образом на Западе произошло неразрывное соединение пользования государственною властью с землевладением. Вследствие вознаграждения за государственную службу землею каждый областной правитель, сделавшийся наследственным князем, был и землевладельцем, а вследствие иммунитета и сеньората каждый помещик становился правителем. Смешению государственного и помещичьего права много помогло и то, что германцы вообще плохо понимали различие между государственными и частными отношениями. (Например, Меровингские короли делили свое государство так, как будто оно было их частным имением). Единственною материальною силою в эту эпоху было обладание большим количеством земли, а землевладение было тогда именно крупным (латифундии, оставшиеся от римской эпохи, и бенефиции, образовавшиеся в франкской монархии). Особыми государствами сделались не только княжества герцогов, графов, епископов и т. п., но и большие поместья обыкновенных сеньоров или, как их называли, баронов. Таких сеньорий или бароний была масса.

81. Феодальная иерархия

Конечно, не все феодальные владельцы имели одинаковое значение: между ними были более важные и сильные и менее значительные и богатые. Так как при упадке общей государственной власти более сильные вообще обижали и притесняли более слабых, то последние искали защиты и покровительства у людей, которые были сильнее их. Делали так не только простолюдины, «коммендировавшие» себя какому‑либо «вельможе, но и более мелкие сеньоры по отношению к более крупным, т. е. одни феодалы становились вассалами других. Это было прямою необходимостью в эпоху постоянных междоусобий, происходивших между самими же феодальными владельцами: сильнейший мог оказать защиту, но и слабейший мог доставить помощь

Посвящение в феодалы

Принесение феодальной присяги. Средневековая миниатюра

 

Установление вассальных отношений сопровождалось пожалованием феода и, наоборот, пожалование феода устанавливало вассальные отношения. В конце концов, все поместья сделались феодами, и каждый сеньор был чьим‑либо вассалом. Более могущественные феодалы имели и большее количество вассалов, но и сами считались вассалами, всеобщим же сеньором или сюзереном, главой феодальной лестницы, был король. При этом, однако, была возможна большая путаница отношений. Напр., в XII в. графство Шампанское состояло из 16 чересполосных территорий, которыми граф владел, как ленами от десяти сюзеренов (т. е. был вассалом десяти сеньоров); между ними были германский император, король французский, герцог бургундский, а остальные были шесть епископов и один аббат, также, конечно, сами чьи‑либо вассалы, в то же время имевшие и других вассалов[2]. В свою очередь названное графство разделялось на множество сеньорий, владельцы которых были вассалами графа. Случалось, что и сам король держал какой-либо мелкий феод от того или другого сеньора. В чисто схематическом виде феодальную иерархию можно было бы представить таким образом.

82. Взаимные отношения сеньора и вассала

Взаимные отношения сеньора и вассала были совсем иные, чем отношения государя и подданного. Хотя название вассал и происходит от vassus, что значить слуга, и вассал назывался человеком (homo) сеньора, но на самом деле это были отношения людей равных между собою, заключавших друг с другом договор, в силу которого старший обещал поддержку младшему, а младший старшему должен был помогать. Этот договор скреплялся присягою в верности, которая одинаково обязывала обе стороны. Таким образом в основе политической связи между феодальными владельцами лежало в сущности великое множество частных договоров отдельных сеньоров и вассалов. Вассал «держал» от своего сеньора феод и должен был служить в войске сеньора, в известных случаях оказывать ему денежную помощь (например, участвовать в выкупе его из плена), помогать ему на суде и т. п. На сеньоре тоже лежали известные обязанности по отношению к вассалу, между прочим, обязанность защищать его; в случае малолетства вассала, сеньор являлся его естественным опекуном. Вассалы одного и того же сеньора считались равными между собою и со своим сеньором. Это выражалось названием их пэрами (pares, т. е. равные); сеньор был поэтому лишь первым между равными (primus inter pares). В случае измены вассала сеньор мог отнять у него феод, но и вассал имел право восстать против сеньора, если последний поступил с ним несправедливо. Впрочем, все споры между феодалами должны были решаться судом. Каждый сеньор обязан был как для разбора тяжб между вассалами, так и для рассмотрения других общих дел созывать съезды своих вассалов. Это было как бы собранием его двора или курии. (На этих судах дело решалось судебным поединком между сторонами, из которого возникла позднейшая дуэль).

Судебный поединок

Судебный поединок в Средние века

 

83. Общий взгляд на возникновение западного феодализма

Установление феодализма на Западе было непосредственным результатом внутреннего разложения государств, образовавшихся из монархии Карла Великого, но в сущности отдельными своими сторонами феодализм восходит к временам Римской империи и древнегерманского быта. Крупные поместья (латифундии) на западе Европы ведут свое начало еще из эпохи Римской империи, и уже тогда в этих крупных поместьях стало развиваться мелкое хозяйство прикрепленных к земле крестьян (колонат). Когда германцы заняли провинции империи, они очень быстро освоились с таким поземельным устройством, при чем их сельская община пришла в упадок. Так как уже в последние времена Римской империи промышленность и торговля находились в упадке, и так как варвары, не знавшие иного хозяйства, кроме земледельческого, не могли ослабить господства этого хозяйства, то в их государствах землевладение и получило первенствующее значение, раздача же бенефициев только увеличила и без того большое количество крупных землевладельцев. С другой стороны, уже в римскую эпоху и свободные люди, не имевшие земли, и мелкие собственники, нуждавшиеся в защите, искали покровительства, сильных и богатых землевладельцев, нередко передавая им свое имущество. Государственная власть боролась тогда с таким стремлением в народе, но после падения империи в эпоху смут это стремление только усилилось. Коммендация была только продолжением старого обычая, но она имела и другой источник – в дружинных отношениях самих германцев, потому что и здесь один человек поручал себя другому, становился его «верным» или служебником (вассалом). Наконец, еще римские императоры последних времен начали уступать некоторые из публичных прав крупным землевладельцам, возлагая на них обязанность собирать налоги или поставлять солдата, наблюдать за порядком и наказывать за мелкие проступки. Надобность в такой передаче некоторых обязанностей государственных чиновников помещикам только усилилась при варварских королях, и иммунитета лишь завершил процесс, начавшийся еще в римскую эпоху. Таким образом, при империи уже были как бы зачатки феодальных сеньорий в виде крупных поместий с зависимым населением и с судебно‑административною властью помещиков. При варварских королях эта система могла только развиваться, потому что германский быт мог лишь содействовать дальнейшему развитию и крупного землевладения (раздачею бенефициев), и частной опеки помещиков над свободным населением (необеспеченностью личности) и расширению их власти (по неумению отличать частные отношения от государственных). Германцы смотрели на всякую уплату налога, как на признак, несвободы, а потому не хотели сами платить налогов, чем лишали казну доходов; кроме того, и на каждого платящего оброк за землю они смотрели, как на утратившего личную свободу. Наконец, в старой германской дружине выработались отношения зависимости, которые по германскому взгляду приличествовали и свободным людям и которые легли впоследствии в основу вассалитета.

Все описанные явления наблюдаются еще в Меровингскую эпоху. Первые Каролинги и особенно Карл Великий задержали этот процесс разложения государства, но он тем не менее продолжался и при них. Когда с Каролингами случилось то же, что и с Меровингами, т. е. когда власть их потеряла всякую материальную основу, а бенефициалы, наоборот, утвердили за собою свои должности и земли, процесс феодализации завершился[3].

84. Феодальное общество

Феодальная лестница сеньоров и вассалов опиралась внизу на остальную массу населения. Феодализм резко делил население страны на класс господа и класс простолюдинов. Первый составлял знать или благородное сословие, сословие людей родовитых (gentiles homines, откуда франц. gentilhomme), из которого и произошло позднейшее дворянство. Это было прежде всего сословие военное, которое должно было защищать остальное население. К классу господ принадлежало и высшее духовенство, тоже обладавшее феодами и выставлявшее ратников со своих земель (настоящим призванием духовенства считалась молитва). Вся остальная масса, т. е. земледельцы, ремесленники и торговцы, находилась в зависимости от феодалов и обязана была своим трудом кормить сеньоров и духовных. Таким образом, феодальное общество распадалось на три класса, из которых один молился, другой сражался, а третий работал.

Феодальная лестница

Феодальная лестница

 

Взаимные отношения между сюзеренами и вассалами определялись множеством обычаев и обрядов. Установление вассальной связи сопровождалось таким обрядом: вассал становился на колени перед сюзереном и клал свои руки в его руки; это было равносильным объявлению себя «человеком»(homo) сеньора, откуда и название присяги Hommagium (или hommage). Сеньор целовал при этом своего вассала и делал ему какой-либо подарок, символизировавший феод (кольцо, перчатку и т. п.). Уже после этого вассал скреплял свою преданность присягою в верности (foi). Феодальное право выработало целый кодекс взаимных» обязанностей сеньора и вассала. Например, вассал должен был помогать сеньору на войне не менее сорока дней в году, выкупать его из плена[4], являться в курию для подачи совета, по крайней мере, три раза в год и т. п.

85. Военный быт феодальной эпохи

Западные феодальные сеньоры были в общем сословием привилегированных воинов. Одною из причин развития их власти над населением отдельных местностей было то, что они защищали его от разного рода нападений и нашествий. Ради этого само население помогало им строить укрепленные замки, куда в случае надобности можно было скрываться. Однако, эти же замки позволяли сеньорам, кроме того, отстаивать свою независимость от государства и укреплять свою власть над окрестными жителями. Сделавшись государями, феодальные сеньоры стали вести между собою войны, нападать друг на друга и грабить владения своих неприятелей. В поводах к частным войнам (федам) не было недостатка; даже сами феодальные отношения их часто вызывали, когда, например, одна сторона нарушала вассальный договор. Феодальные усобицы были настоящим бичом для мирного населения. На помощь к нему пришла, однако, церковь, которая после неудачных попыток установления общего мира ограничилась учреждением перемирия Божия (treuga Dei), состоявшего в запрещении нападать на противников и вообще воевать в дни недели, посвященные воспоминанию о страданиях, смерти и воскресении Спасителя.

Замок Каркассон

Замок Каркассон, Франция

Автор фото - Pinpin

 

Феодальное ополчение состояло главным образом из конницы, и самое название всадника, или рыцаря (нем. Ritter, т. е. Reiter) стало обозначать собою низшие разряды феодального дворянства. Но рыцарское звание получило и другое значение. Рыцари сделались с течением времени почетным военным сословием, вступление в которое совершалось посредством особого обряда посвящения и принадлежность к которому налагала обязанность починяться известным нравственным требованиям. Сыновья рыцарей (дамуазо, т. е. господчики, барчуки) воспитывались при дворах будущих своих сеньоров в качестве привилегированных слуг (пажей) и оруженосцев, пока не получали рыцарского посвящения с соблюдением довольно сложной обрядности, имевшей религиозный характер. Посвящаемый давал при этом рыцарские обеты – защищать церковь, вдов и сирот, вообще всех невинно угнетенных, говорить всегда правду, соблюдать данное слово, избегать нечистых способов обогащения и т. п. Жизнь выработала даже целый ряд обычаев особой рыцарской чести и вежливости в отношении даже к противникам. Особенно развилось в рыцарстве вежливое обращение с дамами, т. е. госпожами (dame – от лат. domina), перешедшее даже в особый культ дамы. Далее, каждый рыцарь имел право на герб, как на свою эмблему и отличительный знак. Впрочем, рыцари, вполне соответствовавшие своему идеалу, встречались больше в тогдашней поэзии, чем в действительности. Свое время рыцари проводили в войнах, на охоте и в примерных битвах, получивших название турниров. Умственная их культура была очень слабою, а отношение к подвластным далеко не было исполнением обета защищать слабых и угнетенных.

Рыцарский турнир

Рыцарский турнир. Миниатюра XIV века

 

86. Сельское население феодальной сеньории

Установление сеньориальной власти уравняло положение всех классово сельского населения сеньории. Крестьянство феодальной эпохи образовалось на Западе из потомков как рабов и колонов еще римских времен, так и из безземельных или малоземельных свободных варварской эпохи. Рабы и колоны с самого начала не пользовались гражданскою свободою, свободные же сами закрепощались путем коммендации. Сеньор, бывший и государем, и землевладельцем, и господином несвободных людей, всех уравнивал под своею властью. Сельское население отдельных сеньорий сделалось крепостным. Вилланы, как их теперь называли, были в лучшем положении, чем рабы, но все‑таки их положение было тяжелым. Сеньоры вели хозяйство лишь на незначительной части своих земель, большая же их часть состояла из мелких хозяйств крестьянских. Вилланы платили со своих участков оброки и отбывали барщину, т. е. работали на земле сеньора, и хотя количество оброка или работы большею частью определялось обычаем, тем не менее нередко сеньоры требовали того или другого по своему усмотрению. С другой стороны, крестьяне, жившие в одном и том же селении, образовывали из себя сельские общины, сообща владевшие разными угодьями и даже заправлявшие своими внутренними делами.

87. Феодальное землевладение и крестьянские повинности

Особенностью западного феодального землевладения было то, что каждый «держал» землю от кого‑либо высшего. Свободная собственность исчезла и заменилась собственностью условною. Прежние свободные собственники превращали свои земли (так называемые аллоды) в бенефиции, отдавая себя под опеку сильных людей, а крупные землевладельцы тоже раздавали бенефиции мелким людям. За свой феод каждый должен был нести известную службу. На таких же условиях держали землю и крестьяне, но только они не служили, а платили или работали. Свои оброки они вносили большею частью не деньгами, а натурою (хлебом, скотом и т. п.). Барщина состояла не только из полевых работ на сеньора, но и из работ по постройке или починке замков и т. п. Пока держатель земли исполнял свои обязанности, земля оставалась за ним и переходила по наследству от отца к сыну. Таким образом, если крестьянин и был прикреплен к земле, то и земля была к нему прикреплена. Права сеньора по отношению к крестьянину не ограничивались одною связью их по земле. Сеньор был и государем в своем владении, а по отношению к некоторым классам сельского населения его власть имела даже характер власти рабовладельца. В качестве государя сеньор мог устанавливать какие ему было угодно подати и подчинять крестьян каким угодно распоряжениями, в роде, например, обязанности молоть зерно непременно на сеньориальной мельнице и печь хлеб в сеньориальной печи (баналитеты) или по ночам мешать лягушкам своим кваканьем нарушать сон обитателей замка. В качестве государя же сеньор пользовался разными пошлинами, штрафами и т. п. В самом худшем положении находились те крестьяне, которые состояли как бы в рабском положении (сервы). Сеньор был для них не только землевладельцем‑государем, но и господином. Такие крестьяне во Франции назывались менмортаблями (мертворучниками), так как их «рука была мертва»,чтобы передавать после себя наследство детям. Они не могли вступать в браки без согласия своих господ, а когда серв одного сеньора женился на крепостной другого, то дети от такого брака делились поровну между обоими господами.

88. Феодальная власть в городах

Западные города тоже вошли в общую феодальную систему. Вообще городской быт пришел в упадок еще в эпоху варварских королевств, и сельская жизнь взяла перевес над городскою. Феодальные сеньоры жили в замках среди своих поместий со своими дружинами и слугами. Постоянные беспорядки и войны нанесли страшный удар торговле. Промышленность также упала, тем более, что феодальные владельцы в числе своих слуг имели и ремесленников, работавших на них самих и на всю их дворню. Вследствие этого и населения городов уменьшилось. С раздроблением страны на феодальные владения города очутились под властью отдельных графов, во многих же городах утвердилась власть епископов. Положение горожан поэтому ухудшилось, так как нередко графы и епископы стремились низвести и городское население на степень вилланов.

89. Феодализация церкви

Феодализм придал особый характер и самой католической церкви. Высшие духовные сановники, т. е. архиепископы, епископы и аббаты, а также капитулы[5] соборных церквей сделались тоже феодальными сеньорами, владетелями княжеств, городов и населенных поместий, чьими‑либо вассалами и сюзеренами собственных вассалов, равно как и господами крепостного населения. Это произошло вследствие того, что еще в предыдущую эпоху церковь и монастыри владели большими землями: раз вообще каждый крупный землевладелец становился феодальным сеньором, то делался им и епископ, и аббат. Сами духовные имущества образовались из пожертвований, дарений и посмертных завещаний на помин души. Мелкие собственники, кроме того, охотно коммендировались церкви, отдавая ей свои участки, которые получали потом обратно в форме бенефициев. В церковных и монастырских имениях ранее всего появились и так называемые иммунитеты. Наконец, в городах еще при Римской империи епископы несли на себе некоторые чисто правительственные обязанности, что только усилилось во времена Меровингов и Каролингов. В феодальную эпоху епископ сделался уже прямо духовным графом и вассалом короля (или другого владельца). На епископство или аббатство стали смотреть, как на феод, и это совершенно исказило существо духовного сана. По степени образования и образу жизни епископы и аббаты иногда, ничем не отличались от светских феодалов.

90. Феодальная монархия

Характер королевской власти тоже изменился под влиянием феодализма. Короли государству основанных варварами, были наследниками, с одной стороны, римских императоров, с другой – германских конунгов. В истории королевской власти при Меровингах и Каролингах всегда замечается эта двойственность, пока феодализм не сообщил этой власти совершенно особый характер. При новом порядке вещей, чтобы пользоваться каким‑либо значением, король сам должен был иметь под своею властью одно из феодальных княжеств: иначе у него не было бы никакой силы, никакой опоры. Далее, феодальный король уже не был ни абсолютным государем римской эпохи, ни народным вождём эпохи германской, а лишь главою феодальной лестницы. У него не было подданных или народа, а были лишь крупные и мелкие вассалы, по отношению к которым он сам был только первым между равными. Если ему нужно было издать какое-либо общее распоряжение, он должен был созывать своих вассалов и испрашивать их согласие. Таковое собрание уже не было ни древним вечем, ни «мартовским полем» франкского королевства, ни съездом светских и духовных сановников эпохи Карла Великого: это было – собрание самостоятельных владельцев, с которыми их сюзерен вступал в разные договорные соглашения. Постановления, возникавшие таким путем, не имели большой силы и часто нарушались.

91. Распространение феодальных учреждений

Хотя феодализм возник и развился в западных странах, образовавшихся из империи Карла Великого, но он получил распространение и вне этих пределов. Из Германии многие феодальные порядки перешли к её соседям, т. е. к венграм, славянам и скандинавам. С другой стороны, французские рыцари в середине XI в. завоевали Англию и Южную Италию, куда тоже перенесли феодальные учреждения. Таким образом, феодализм сделался для народов Западной Европы явлением общим. Но и в новых местах он приобретал различный характер. Наконец, в эпоху крестовых походов западное рыцарство вводило феодальную систему и в землях, им завоеванных, в Сирии с Палестиной и на Балканском полуострове.

92. Отсутствие феодализма в Византии

Феодализм развился лишь после распадения монархии Карла Великого, но в сущности он подготовлялся еще при Меровингах. Он был результатом падения на Западе античного государства и неумения варваров справиться с задачами управления большими странами. В Византии, наоборот, уцелели и старая власть, и прежние порядки управления, а потому в ней не было феодализма. В этом государстве, продолжавшем собою Восточную Римскую империю, тоже существовали светская знать и богатая землями церковь, которые при других условиях равным образом могли бы образовать сословие феодальных сеньоров, тем более, что и здесь для содержания войска раздавались военным людям поместья, но императоры своим законодательством и управлением сдерживали вельмож от всяких таких действий, которые могли бы усилить их власть в ущерб значению и единству государства.

93. Враги феодализма на Западе

Феодализм на Западе утвердился в X – XI вв., держался на известной высоте в XII – XIII вв. и стал падать в XIV – XV вв. Главными врагами феодализма были здесь короли и горожане. Короли не могли мириться с тем положением, в какое их ставил феодализм; поэтому они вели с ним борьбу, в которой им помогали легисты, т. е. законоведы, изучавшие римское право и выносившие из этого изучения римскую идею государства. Короли при этом выполняли тройную задачу: они объединяли страну в одно государство, отнимали у крупных землевладельцев права, принадлежащие только государям, и подчиняли непосредственно своей власти вассалов и вилланов, зависевших прежде лишь от своих сеньоров. Не хотели мириться со своим положением равным образом и горожане, тоже вступившие впоследствии в борьбу с феодальным миром. Им хотелось освободиться от феодальных сеньоров для того, чтобы устроить самостоятельные общины, в которых все были бы свободны и которые сами управляли бы своими делами. Эта борьба с феодализмом началась как раз в то самое время, когда феодальное рыцарство предпринимало новые и новые завоевания.



[1] О том, что должности и бенефиции сделались наследственными очень скоро, свидетельствует Керсийский капитулярий (т. е. изданный в г. Керси) Карла Лысого от 877 г, одно время даже думали, что этот капитуларий узаконил наследственность должностей. Феодальные владельцы высшего ранга носили титулы герцогов и графов (или маркграфов‑маркизов, ландграфов, пфальцграфов, вицеграфов‑виконтов).

[2] См. карту IX.

[3] Некоторые термины феодализма германского происхождения. Таковы именно термины: феод, вассал, барон и т. п.

[4] Четыре «феодальных случая», когда нужна была денежная помощь: плен сеньора, выход дочери его замуж, посвящение сына в рыцари и участие в крестовом походе.

[5] Духовенство кафедральных соборов носит в католической церкви название каноников, коллегия которых и называется капитулами.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Переводы лучше делать через карту, а не Яндекс-деньгами.