ГЛАВА VI

Эпоха Крестовых походов

I. Крестовые походы

Содержание:

Происхождение Крестовых походов

Норманнские завоевания XI века

Византия во второй половине XI века

Роль папства в Крестовых походах

Общий характер Крестовых походов

Первый Крестовый поход

Иерусалимское королевство - кратко

Духовно-рыцарские ордена - кратко

Второй Крестовый поход

Третий Крестовый поход

Четвёртый Крестовый поход

Латинская империя - кратко

Время между Четвёртым и Пятым Крестовыми походами

Шестой Крестовый поход

Седьмой и Восьмой Крестовые походы

Значение Крестовых походов

Читайте также статью Крестовые походы - кратко

137. Происхождение крестовых походов

Завоевание Палестины турками имело важные политические последствия. Пока Иерусалимом владели арабы, христианские паломники (пилигримы) имели свободный доступ к его святыням, потому что арабы вообще не притесняли христиан и даже сами относились с уважением к их святыням. Для христианских народов тот или другой прием, какой встречали в Святой Земле приходившие туда богомольцы, не мог быть вещью безразличною, так как этих богомольцев шли тысячи. Когда, однако, Иерусалим был завоеван турками, обращение новых господ священного города с приходившими в него паломниками сделалось уже совсем иным. Турки стали их притеснять и вымучивать у них деньги. Известия об этом, конечно, приходили в Европу, и в ней возникла мысль ополчиться для освобождения гроба Господня из рук неверных. (Позднейшая легенда приписала инициативу всего движения одному пилигриму, Петру Пустыннику, который, разъезжая по разным странам, проповедовал необходимость похода в Палестину). С конца XI в. в течение двух столетий из Западной Европы отправлялись в Палестину большие ополчения ради достижения этой благочестивой цели. Отдельные предприятия этого рода получили в истории название крестовых походов. В крестоносных ополчениях принимали участие разные западноевропейские народы, но преимущественно французы и немцы. Предприятие было очень популярно в обществе, потому что, кроме своей благочестивой цели, оно вполне соответствовало стремлениям отдельных классов населения. Феодальное рыцарство было настроено воинственно, любило жизнь, наполненную подвигами и приключениями, искало завоеваний. Среди закрепощенного крестьянства тоже было много людей, которые, будучи недовольны своею тяжкою участью, готовы были идти в новые земли искать лучшей доли. Этим общественным настроением искусно пользовалось папство, взявшее под свое покровительство идею крестовых походов и по своим чисто политическим соображениям.

Крестовые походы. Карта

Крестовые походы. Карта

 

138. Норманнские завоевания XI века

Среди некоторой части западноевропейского рыцарства еще задолго до начала крестовых походов обнаруживалось стремление отправляться в отдаленные страны с завоевательными целями. Особенно таким духом отличалось рыцарство северофранцузской области Нормандии. Это герцогство было основано в начале X в. норманнами, но завоеватели скоро вошли в рамки феодального общества и приняли французский язык, сохранив, однако, отличавшую их предков страсть к странствованиям, приключениям и завоеваниям. Офранцузившиеся потомки викингов, к которым приставали и рыцари из других мест, в середине XI в. совершили несколько завоеваний и распространили в новых землях феодальные порядки своей французской родины. Однажды в Южную Италию проездом из Палестины попал отряд нормандских рыцарей, и вот к ним местные жители (греки) обратились с просьбою помочь им против сарацинов, обещая за это дать им много денег и земли. Рыцари, во главе которых стоял Вильгельм Отвилльский (de Hauteville) по прозванию Железная Рука, исполнили эту просьбу, но когда греки отказались их вознаградить, то они призвали к себе на помощь новые отряды из Нормандии, и дело кончилось завоеванием ими Южной Италии. После этого она составила особое герцогство, государем которого сделался брат Вильгельма Роберт Гвискар («Себе на уме»). Это случилось в 1060 г., а двенадцать лет спустя их младший брат Рожер отнял у сарацинов и Сицилию. (Между прочим, Роберт был призван на защиту папою Григорием VII против Генриха IV и во время войны с ним взял и разграбил Рим). Эти военные успехи до такой степени подняли самоуверенность победителей, что они задумали даже завоевать Византийскую империю и стали нападать на её владения. В середине XII в. из Южной Италии с Неаполем и Сицилии образовалось одно королевство с феодальным устройством[1]. Одновременно с завоеванием Южной Италии нормандский герцог Вильгельм с большим феодальным ополчением, в котором было много рыцарей и из других частей Франции, завоевал Англию (1066) и тоже ввел в ней феодальные порядки. Все эти завоевания показывают между прочим, какой дух господствовал в западном рыцарстве перед началом крестовых походов.

 

139. Византия во второй половине XI века

В возникновении крестовых походов играли известную роль и византийские отношения. Восточная империя во второй половине XI в. подвергалась опасности не только со стороны турок, но и со стороны нормандцев. Когда на византийский престол вступил умный и энергичный Алексей Комнин (1081–1118), то направил свои силы главным образом на борьбу с Робертом Гвискаром. Он послал против него войско, состоявшее отчасти из турок, и оказал вместе с тем денежную помощь западному императору (Генриху IV), в его войне с папой (Григорием VII), за которого заступился Роберт Гвискар. Алексею Комнину удалось отразить нормандцев, но турки оказались более опасными врагами. В войне с ними Византия потеряла Антиохию и Эдессу,что заставило императора искать помощи на Западе. В это время на папском престоле сидел Урбан II, которого Алексей просил помочь ему против неверных. Таким образом и Византия участвовала в деле возбуждения крестовых походов. Западные пароды должны были пособить ей в борьбе с мусульманами, но в этом деле была и другая сторона: рыцарским ополчениям приходилось проходить через византийские владения, что оказалось для империи весьма небезопасным.

 

140. Роль папства в крестовых походах

Папа Урбан II охотно согласился оказать Алексею Комнину свое содействие. Вообще папы сильно покровительствовали завоеванию Святой Земли. Это предприятие, имевшее религиозную цель и начавшееся под благословением папы, соединило под знаменем церкви рыцарская и народные ополчения и тем самым усилило её нравственный авторитет. Еще Григорий VI указывал на освобождение гроба Господня из рук неверных, как на дело, достойное христианского воинства. Эту же самую мысль проводил в сознание общества и Урбан II. В 1095 г. он созвал собор в Клермоне (в Оверни), на который собралось множество духовных, рыцарей и простолюдинов. В поле около города был устроен помост, с которого папа произнес перед народом речь, призывая его к освобождению гроба Господня. Ответом на это воззвание был восторженный крик, вылетевший из целых тысяч грудей: «так хочет Бог!» Отправлявшимся в поход папою были обещаны отпущение грехов и попечение церкви об оставленных семьях и имуществах. Внешним признаком участия в походе был нашитый на платье крест, откуда и произошло название крестоносцев, равно как и самих походов. Таким образом инициатива первого крестового похода вышла от папы, и следующие походы тоже возбуждались папами. В некоторых случаях им просто хотелось только удалить из Европы опасных для них государей.

 

141. Общий характер крестовых походов

Всех крестовых походов было несколько. Обыкновенно их насчитывают семь главных, не включая в это число менее важные предприятия того же рода. Целью крестоносцев было не только освобождение гроба Господня, но и завоевание новых земель. В это время европейцам, действительно, удавалось покорять целые страны, в которых они и устраивали свои государства феодального характера. Вообще крестовые походы были предприятием феодального мира, и в некоторых походах не участвовало даже ни одного короля: это было как бы продолжением завоевательных походов нормандцев. Вообще первую роль в предприятиях играли нации, в которых было сильно развито феодальное рыцарство. Особенно большую энергию оказали французы, и по их имени на Востоке стали вообще называть всех западных европейцев франками. Итальянцы, у которых в это время уже развивался городовой быт, смотрели на войну преимущественно с точки зрения торговых интересов и видели в европейских завоеваниях на Востоке лишь опору для своих коммерческих предприятий. Но в крестовых походах, конечно, самостоятельное значение принадлежало и религиозному одушевлению, принимавшему иногда даже болезненные формы. Нередко во время походов совершались еврейские погромы, а в начале XIII в. во Франции и в Германии устраивались даже крестовые походы детей. Наконец, понятно, что западноевропейские завоевания на Востоке сопровождались и распространением католицизма.

 

142. Первый Крестовый поход

Подробнее - см. в отдельной статье Первый крестовый поход

Первый крестовый поход начался вскоре после клермонского собора. На послание Урбана II к королям и наиболее знатным феодалам и на зов проповедников, посланных папою во все стороны, с радостью откликнулись во всех слоях общества. Правильно организованным ополчениям рыцарей предшествовал чисто народный поход под предводительством Петра Пустынника и бедного рыцаря Вальтера Голяка. Участники этого похода (большею частью из северной Франции и с Рейна) пустились в путь, не имея представления о дальности и трудности пути, плохо одетые и чуть не безоружные, без настоящего обоза и без денежных средств. На пути их встречали недружелюбно, но они все‑таки прошли долиной Дуная через Венгрию и Болгарию, грабя население и пробивая себе дорогу силою, и дошли до Константинополя, где тоже принялись грабить. Чтобы отделаться от таких опасных гостей, византийское правительство переправило их в Малую Азию, но при Никее их встретило турецкое войско, и почти все они были перебиты. В 1096 г. выступило в поход и рыцарство. В этом походе не участвовало ни одного короля, да и вообще у всего предприятия не было общего вождя. Во главе рыцарей северной Франции и Германии стоял герцог Нижней Лотарингии Готфрид Бульонский с братом своим Балдуином, и их отряды пошли сухим путем вдоль Дуная. Другими вождями были герцог нормандский Роберт (брат английского короля), граф вермандуаский Гугон (брат французского короля), граф тулузский Раймунд, все трое из Франции, и тарентский и герцог Боэмунд с племянником своим Танкредом из южноитальянских нормандцев. Отряды этих феодальных сеньоров, приехали на Балканский полуостров морем (из Италии).

Первый крестовый поход

Крестоносцы отправляются в первый крестовый поход. Миниатюра из рукописи Гийома Тирского, XIII в.

 

Константинополь произвел на крестоносцев очень сильное впечатление своим великолепием и богатством, но сами они очень не понравились грекам своею грубостью и необразованностью. Между византийцами и пришельцами начались даже враждебные стычки, вследствие чего император был рад избавиться и от этих гостей, но он позволил перевезти их в Малую Азию лишь после того, как предводители западного ополчения дали ему присягу в том, что будут ему верны и возвратят империи земли, которые отвоюют у турок. В Малой Азии крестоносцы помогли грекам взять Никею, а затем начались и самостоятельные сражения крестоносцев с мусульманами. На самых же первых порах, однако, оказалось, что некоторые вожди были не прочь отстать от ополчения и утвердиться в какой‑либо из отбитых у турок местностей. Так поступил раньше других Балдуин, завладевший Эдессой. Случались между вождями и ссоры, а из-за обладания Антиохией готово было даже вспыхнуть междоусобие между Раймундом и Боэмундом.

Как бы там ни было, успешно сражаясь с мусульманами, крестоносцы в 1099 г. дошли до Иерусалима. Поход продолжался таким образом три года. Из 400 тысяч, выступивших в поход, было убито в сражениях, умерло от болезней и лишений трудного пути и осталось в завоеванных по дороге городах так много, что у стен Иерусалима собралось едва лишь двадцать пять тысяч крестоносцев. Энтузиазм ополчения, когда оно увидело священный город, был безграничный. Крестоносцы не пошли ни на какие мирные условия. Город был взят приступом, и в нем произошли резня и грабеж.

 

143. Иерусалимское королевство - кратко

Завоевав Иерусалим, крестоносцы избрали Готфрида Бульонского в короли, но он не пожелал носить короны в городе, где надевали на Христа терновый венец, и ограничился скромным титулом защитника гроба Господня. (После него царствовал Балдуин уже с титулом короля). Новому королевству[2] нужно было еще отстаивать свое существование. Против крестоносцев явилось войско из Египта, а между тем многие из пришедших с Готфридом Бульонским стали возвращаться на родину. Готфрид Бульонский сумел, однако, справиться со всеми затруднениями. В Палестину постоянно являлись новые и новые отряды крестоносцев, при помощи которых Иерусалимское королевство потом только и держалось против мусульман. Завоеванные крестоносцами области (Сирия и Палестина) получили феодальное устройство. Король иерусалимский считался сюзереном целого ряда других владельцев, хотя их зависимость была только номинальная. (Графы трипольский и эдесский и князь антиохийский были совершенно самостоятельными государями). Мелкие вассалы, составлявшие феодальное дворянство, тоже пользовались большими правами. Местное население, говорившее по‑гречески и принадлежавшее к восточной церкви, было поставлено в юридическую и экономическую зависимость от этих новых господ. Одним словом, крестоносцы перенесли в Сирию и Палестину весь феодальный быт своей родины. Впоследствии, именно в XIII в. в христианских государствах Востока возникли даже важные памятники феодального права, известные под названием иерусалимских и антиохийских ассиз). Что касается до городского населения, то оно пользовалось здесь широким самоуправлением,и в нем видную роль стали играть итальянцы, ведшие обширную торговлю с соседними странами. Духовенство, как и на Западе, также имело здесь и земли, и привилегии.

Государства крестоносцев

Государства крестоносцев на Востоке

 

144. Духовно‑рыцарские ордена - кратко

Весьма большую поддержку находило христианское владычество в Сирии и Палестине – в так называемых духовно‑рыцарских орденах, образовавшихся здесь в эпоху первого крестового похода. Это были братства рыцарей, состоявших в то же время монахами, – настоящее порождение феодально‑католического общества тогдашней Западной Европы. С обетами монашества (безбрачие, нестяжание и послушание) они соединяли обет борьбы с неверными и защиты паломников. Эти общества рыцарей‑монахов имели правильную организацию с особыми уставами, владели землями и замками и на Востоке, и в Европе, содержали на свой счет войска и устраивали странноприимные дома и больницы. Ранее других образовался – преимущественно из итальянцев и отчасти французов – орден госпитальеров (т. е. больничников) или иоаннитов, названный так по имени своего патрона св. Иоанна Иерусалимского. Отличительным их знаком был черный плащ с белым крестом, надевавшийся на рыцарские доспехи. Вторым был чисто французский орден тамплиеров, т. е. храмовников, получивший свое название от Соломонова храма, место которого было им подарено Балдуином. Их плащ был белый с красным крестом. Уже гораздо позднее (в эпоху третьего похода) возник немецкий орден тевтонов, члены которого носили белый плащ с черным крестом. Все эти ордена пережили Иерусалимское королевство. После потери христианами Св. Земли иоанниты получили остров Родос, а по завоевании его в XVI в. османскими турками переселились на остров Мальту (мальтийские рыцари), которым владели до конца XVIII в. Тамплиеры переселились во Францию и просуществовали там до начала XIV в. В XIII столетии часть тевтонских рыцарей утвердилась на нижнем течении Вислы и занялась покорением и обращением в христианство литовского племени пруссов. Здесь они основали весьма важное орденское владение[3]. – У магометан тоже образовался своего рода орден ассасинов, отличавшийся религиозным изуверством[4].

Рыцари тамплиеры

Вооружение и эмблема духовно-рыцарского ордена тамплиеров

 

145. Второй Крестовый поход

Подробнее - см. в отдельной статье Второй крестовый поход

Мусульмане, конечно, не могли помириться с существованием Иерусалимского королевства и хотели вернуть себе земли, завоеванные крестоносцами. Когда турки отвоевали у христиан Эдессу (1146), папа поручил знаменитому в то время своим аскетизмом и красноречием аббату Бернарду Клервоскому проповедовать новый поход. Проповедь монаха, на которого смотрели, как на святого, имела громадный успех и во Франции, и в Германии. На этот раз во главе крестоносного предприятия по настоянию св. Бернарда стали французский король Людовик VII, желавший замолить свои грехи, и немецкий император Конрад III, побоявшийся ответа на страшном суде за гибель Иерусалима. Первым выступило немецкое ополчение, французы пошли после. Оба войска с великим трудом и с большими потерями дошли до Сирии, где вместе с тамошними христианами осадили Дамаск. Предприятие кончилось, однако, полною неудачею, и оба государя с жалкими остатками своих ополчений возвратились домой (1147 – 1149). Между тем вскоре после этого произошло соединение азиатского и египетского халифатов под властью предприимчивого курда Саладина (прославившегося между прочим и своим великодушием). В 1187 г. он разбил войско иерусалимского короля Гвидо Лузиньяна (недалеко от Тивериадского озера), а затем взял и Иерусалим. Своей победе Саладин придал религиозный характер. Взятые в плен духовные рыцари подверглись избиению; в Иерусалиме были восстановлены все мечети, церкви же христиан разграблены. С рыцарями и народом Саладин поступал, однако, милостиво.

Людовик VII во Втором крестовом походе

Король Франции Людовик VII плывёт во Второй крестовый поход. Миниатюра XIV века

 

146. Третий Крестовый поход

Подробнее - см. в отдельной статье Третий крестовый поход – кратко

Завоевание Иерусалима Саладином вызвало третий крестовый поход (1189 – 1192). В нем участвовали три государя: немецкий император Фридрих Барбаросса и короли Франции и Англии Филипп II Август и Ричард Львиное Сердце. Фридрих II достиг Азии сухим путем через Константинополь, но по дороге в Сирию утонул в одной реке, которую вздумал переплыть, и тогда значительная часть его войска возвратилась в Германию. Другая часть немецких крестоносцев пошла на помощь к Гвидону, осаждавшему Акру (Аккон), которая также было захвачена Саладином. Сюда же морем явились с своими рыцарями и оба западные короля – Филипп‑Август и Ричард.

Фридрих Барбаросса

Фридрих Барбаросса - крестоносец

 

Французы и англичане не ладили между собою еще по дороге. (Между прочим, в Сицилии они разграбили Мессину, а англичане завоевали Кипр, где устроилось потом особое королевство под властью бывшего иерусалимского короля[5]. Осада Акры затянулась на два года, но наконец город был взят. Во время этой войны Ричард прославился своей необузданностью и жестокостью. После сдачи Акры он сорвал с её стен знамя немецкого отряда и затоптал его в грязь; в другой раз он велел перебить более двух тысяч пленных сарацинов лишь за то, что вовремя не был доставлен обещанный за них выкуп. Недовольный своим союзником, Филипп‑Август возвратился в Европу, куда вскоре за ним уехал и Ричард, узнавший, что против него в Англии стал действовать родной его брат (Иоанн Безземельный). Немцы, мстя ему за оскорбление их знамени, задержали его, когда он через Германию ехал домой, и он долгое время оставался у них в плену. Отпустили его на свободу лишь за большой выкуп. Так печально окончился третий поход, хотя, несмотря на это, за христианами по договору Ричарда с Саладином осталась узкая береговая полоса между Яффой и Тиром,и было утверждено право свободного посещения святых мест.

 

147. Четвёртый Крестовый поход

Подробнее - см. в отдельных статьях Четвёртый крестовый поход, Четвертый крестовый поход – кратко и Взятие Константинополя крестоносцами

Таким исходом третьего похода, конечно, на Западе не могли быть довольны, и несколько лет спустя был устроен четвертый поход, неожиданно окончившийся завоеванием крестоносцами Византии и превращением ее в Латинскую империю. Этот поход был возбужден папою Иннокентием III. возвысившим папство на небывалую высоту и мечтавшим об изгнании турок из Иерусалима. Как и в первом походе, ни один король в четвертом походе не участвовал. Главными его вождями были граф монферратский Бонифаций и граф фландрский Балдуин,пошли же под их знаменами преимущественно французские рыцари. В 1203 г. крестоносцы собрались в Венеции, с которою ими был заключен предварительно особый договор. Венецианцы обязывались перевезти ополчение на своих кораблях, крестоносцы обещали за это помогать им в их распрях с соседями. В это время Венеция находилась в неприязненных отношениях с далматинским городом Зарою, соперничавшим с нею в морской торговле. Крестоносцы осадили Зару, но к ним явился сюда за помощью еще и византийский царевич Алексей, сын императора Исаака Ангела, сверженного с престола, ослепленного и посаженного в тюрьму родным братом. В награду за помощь крестоносцам были обещаны Алексеем большие деньги, содействие в войне за Иерусалим и подчинение папству восточной церкви. Со своей стороны, и венецианцы тоже поддерживали просьбу царевича, и соединенные силы союзников под предводительством престарелого дожа Дандоло овладели Константинополем, после чего возвратили власть прежнему императору. Когда, однако, греки воспротивились исполнению данных крестоносцам и венецианцам обещаний и восстали против своего правительства, крестоносцы вторично взяли Константинополь и подвергли его настоящему разгрому (1204).

Осада Константинополя крестоносцами

Участники четвёртого крестового похода у Константинополя. Миниатюра к венецианской рукописи "Истории" Вильгардуэна, ок. 1330

 

148. Латинская империя - кратко

Овладев таким образом столицею Византийской империи, союзники разделили между собою её владения, образовав из них Латинскую империю[6] с перенесением и сюда форм западного феодализма. Императором новой империи сделался граф фландрский, но и другие участники получили свои доли: граф монферратский овладел Македонией и Грецией, составившими королевство Фессалоникское, историк этого похода Вильгардуэн превратился в герцога Ахайского и т. п. Что касается до венецианцев, то они взяли себе приморские области Балканского полуострова и даже часть самого Константинополя; впоследствии они завладели и Критом. С этого времени и начинается морское могущество Венеции, и» сама Латинская империя оказалась созданием весьма непрочным. Греческое население относилось к своим новым господам с крайнею ненавистью, тем более, что крестоносцы подчинили патриарха папе и ввели латинское богослужение. Притом не все византийские области были захвачены крестоносцами. Большая часть тогдашних малоазиатских владений Византии превратилась в Никейскую империю; кроме того, на южном берегу Черного моря образовалась империя Трапензундская и, наконец, Эпир составил отдельное греческое владение. В 1261 г. никейский император Михаил Палеолог отнял Константинополь у латинян и восстановил греческую империю. Но для последней завоевание её крестоносцами не прошло даром: оно лишило её некоторых владений и внутренне ослабило.

 

149. Время между Четвёртым и Пятым Крестовыми походами

Образование Латинской империи отвлекло силы западного рыцарства от Св. Земли, и хлопоты папы Иннокентия III поднять новый поход не привели к желанному результату. К этому времени относится, между прочим, и знаменитый поход детей. Правда, в 1217 г. принял крест король венгерский Андрей в союзе с некоторыми князьями Германии, но этот поход не имел никакого значения; новым в нем было лишь то, что крестоносцы не ограничились одной Палестиной, но направились и в Египет. (Большею частью и не ставят этот поход в общий счет главных крестоносных предприятий). Кроме того, папа Иннокентий III успел взять перед своею смертью у императора Фридриха II Гогенштауфена обещание идти в Св. Землю, но последний не торопился с исполнением этого обещания, выжидая более благоприятных обстоятельств.

 

150. Шестой Крестовый поход

Подробнее - см. в отдельных статьях Пятый Крестовый поход и Шестой Крестовый поход

Фридрих II Гогенштауфен (1218 – 1250) был родом из династии, находившейся в постоянной борьбе с папством. Его отец (Генрих VI) был женат на наследнице Неаполя и Сицилии, и Фридрих II владел и этим государством. Воспитанный в Южной Италии среди греков и сарацинов, он не только не имел религиозного фанатизма, но скорее отличался даже прямым индифферентизмом в делах веры. Он, однако, понимал, какую силу дало бы ему обладание Иерусалимом и, когда нашел это удобным, отправился в Шестой Крестовый поход. На пути в Палестину в его войске начались, впрочем, заразные болезни, и император поспешил вернуться назад. Папа (Григорий IX) предал его тогда проклятию, но отлученный император снова отправился в Палестину и на этот раз достиг своей цели. Фридрих II был искусный политик и сумел переговорами склонить египетского султана к уступке ему Иерусалима под условием свободного доступа для магометан к почитавшемуся ими Соломонову храму. Папа объявил этот договор изменническим и наложил на Св. Землю интердикт, так что Фридрих II сам возложил на себя иерусалимскую корону без всякой церковной церемонии. Это было в 1229 г., но через пятнадцать лет турки снова овладели Иерусалимом (1244). Успеху христиан много мешало то, что в это время в Западной Европе велась ожесточенная борьба между папством и империей. Вскоре после смерти Фридриха II папы, желая отнять у его наследников Сицилию и Неаполь, призвали туда французов, которые и овладели этим государством (1268).

Император Фридрих II

Император Фридрих II и султан аль-Камиль. Миниатюра XIV века

 

151. Седьмой и Восьмой Крестовые походы

Подробнее - см. в отдельных статьях Седьмой Крестовый поход и Восьмой Крестовый поход

Последние два похода были предприняты французским королем Людовиком IX Святым. Первый из них был начат по настоянию папы (Иннокентия IV) вскоре после нового завоевания Иерусалима мусульманами. Людовик IX решился напасть прямо на самого египетского султана и, высадившись недалеко от Дамиетты (у нильской дельты), овладел этим городом (1248). В Египте крестоносцы подверглись разным болезням и стали терпеть поражения. Сам король попал даже в плен, из которого был освобожден лишь за большой выкуп. Благочестивый король после этого все‑таки побывал в Св. Земле. Через двадцать лет по возвращении с Востока Людовик IX предпринял новый поход (1270), но уже не встретил большой поддержки в своем рыцарстве. Незадолго перед тем его брат Карл Анжуйский овладел Сицилией и Неаполем, и новый властитель Южной Италии просил у него помощи против североафриканских сарацинов. Престарелый король высадился в Тунисе, но здесь в его войске началась чума, которая свела в могилу и самого Людовика IX. У христиан и в XIII в. все еще оставались кое‑какие владения на Востоке, и для спасения их от гибели отправлялся туда еще английский принц Эдуард, но дни этих владений были сочтены. Последним пунктом, в конце концов вынужденным сдаться мусульманам, была Акра, которая попала в их руки в 1291 г. Это событие и считается концом крестовых походов.

Крестовый поход Людовика Святого

Крестовый поход Людовика Святого

 

152. Значение крестовых походов

Крестовые походы имели важное историческое значение. Это было самым крупным столкновением между христианским и мусульманским мирами, между которыми вообще шла борьба. Оно началось в ту эпоху, когда халифат уже распался на отдельные государства, но и между христианами не было согласия. Вероисповедная рознь ставила крестоносцев и греков во враждебные отношения, да и сами западные нации, высылавшие крестоносные ополчения, действовали вразброд. Европейцам не удалось отнять у мусульман Палестину, и походы, предпринимавшиеся ими с этою целью в Азии, лишь ослабили Византию. В истории Западной Европы эти походы были непосредственными продолжением других завоевательных предприятий феодального рыцарства; с походами в Св. Землю, можно сказать, окончились воинственные передвижения средних веков. На крестовых походах сказалась тоже и сила католической церкви, хотя, с другой стороны, неудача всего предприятия не могла не повлечь за собою разочарования в теократических идеях католицизма. Наконец, эти войны не только разъединяли, но и сближали между собою отдельные народы. Рыцари разных стран, участвуя в общем деле, постоянно сталкивались между собою, а посещение ими Византии и мусульманских стран приводило их в соприкосновение с чуждою им материальною и духовною культурою. За воинами на Восток шли купцы, и крестовые походы даже создали всю венецианскую и генуэзскую торговлю второй половины средних веков. Крестоносцы знакомились с новыми странами и народами, с их бытом и понятиями и в эту эпоху приносили с собою в Европу множество новых знаний и обычаев, что, конечно, подрывало прежнюю культурную исключительность Запада.



[1] См. карту XVII.

[2] См. карту XVII.

[3] См. карту XIII.

[4] Имя произошло от названия одуряющего гашиша (гашишин) и сделалось у французов нарицательным (assassin – убийца).

[5] См. карту XVII.

[6] См. карту XVII.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Переводы лучше делать через карту, а не Яндекс-деньгами.