164. Стремление папства к господству над Восточной церковью

И в эпоху крестовых походов папы не оставляли намерения подчинить своей власти восточную церковь. Первый крестовый поход произошел лишь через полвека после церковного разрыва между Западом и Востоком. С основания Иерусалимского королевства на Востоке появились католические религиозные учреждения, и духовно рыцарские ордена сделались могущественным орудием в руках пап. Превращение крестоносцами четвертого похода Византийской империи в Латинскую было настоящими торжеством папства над столицею православия. В эпоху Латинской империи патриарх константинопольский рассматривался в Риме, как папский делегат, а латинское духовенство стремилось завладеть имениями и доходами греческой церкви и монастырей. Сами папы обращались тогда к государям православных славянских народов с приглашением признать их власть и вместе с тем разрабатывали вопрос об унии между церквами. Между прочим, они обратили внимание и на тогдашнюю Русь. В середине XIII в. Даниил Романович, князь галицкий, получил от папы королевскую корону за обещание вступить с Римом в церковную унию за крестовый поход против татар, который, впрочем, не состоялся. Еще раньше, при папе Иннокентии III для обращения в христианство язычников на востоке Балтийского моря (в Ливонии) образовался немецкий духовно‑рыцарский орден меченосцев (1202), устроивший здесь особое, зависимое от папы владение[1]. Он начал наступательное движение на соседнюю Русь (на Псковское княжество), в одно время со шведами, тоже нападавшими на русскую землю (на Новгород). Борьба Новгорода и Пскова со шведами и немцами в середине XIII в. получила вследствие этого характер защиты православия от католицизма, так как папа объявил против русских крестовый поход. Оба нашествия были отражены новгородским князем Александром Невским (в 1240 и 1242 г.). В конце концов папам но удалось достигнуть своей заветной цели на Востоке, но, несмотря на все неудачи, они все‑таки не теряли надежды на подчинение себе греческой церкви.



[1] См. карту XIII.