171. Людовики VI и VII во Франции
Во Франции в эпоху второго крестового похода началось постепенное возвышение королевской власти. Первыми королями из династии Капетингов, вышедшие из пассивного состояния, в каком они находились в XI в., были Людовик VI Толстый и Людовик VII, царствование которых занимает большую часть XII в. Они вступили в деятельную борьбу со своими вассалами прежде всего в самом Иль‑де‑Франсе, а потом и в других частях северной и центральной Франции. В этом деле они нашли поддержку со стороны духовенства, которое вообще хранило традиции монархической власти и желало установления мира и порядка. Особенно большие услуги обоим Людовикам оказал аббат Сугерий из монастыря св. Дионисия (Сен‑Дени) около Парижа. Это был умный и энергический человек, советы которого принесли большую пользу названным королям. В одном важном деле Людовик VII не послушался, однако, Сугерия. Умный аббат не советовал этому королю идти в крестовый поход, который проповедовался Бернардом Клервоским, но Людовик VII все‑таки отправился. Возвратившись домой, он развелся со своею женою Элеонорою, наследницей Аквитании, а она не замедлила выйти замуж за владельца Нормандии и Анжу, сделавшегося вскоре и королем Англии. Таким образом Людовик VII сам отказался от возможности присоединить Аквитанию к своим владениям и способствовав образованию во Франции могущественного владения, очутившегося в руках Англии[1].
172. Городское движение во Франции
Кроме духовенства, Капетингам эпохи крестовых походов много помогали и города. В это именно время во Франции происходило коммунальное движение, т. е. освобождение многих городов от власти феодалов и превращение их в самостоятельные коммуны (общины). Очень часто это было следствием восстания горожан против сеньоров, так что иногда даже велись настоящие войны между теми и другими. Горожане при этом нередко искали поддержки от королей, и сами оказывали им помощь в их борьбе с феодалами. В подобных войнах короли становились сначала то на ту, то на другую сторону, но потом стали сознательно поддерживать горожан, давая им особые хартии, подтверждавшие их права. На своих землях короли не позволяли заводить коммун, но зато давали горожанам многие иные льготы. Во Франции образовался даже особый общественный класс королевской буржуазии, в котором Капетинги находили деятельных сторонников своей антифеодальной политики. Впрочем, когда королевская власть усилилась, она стала отнимать права и у коммун, бывших первоначально как бы независимыми республиками.
173. Филипп II Август
Людовику VII наследовал его сын Филипп II Август (1180 – 1223), участник третьего крестового похода. При нем и недолго царствовавшем его сыне (Людовике VIII) Капетинги присоединили к своим непосредственным владениям две области. Филипп II отнял у английского короля (Иоанна Безземельного) Нормандию за то, что тот, как вассал французского короля, не захотел явиться на суд пэров по обвинению в умерщвлении своего племянника. Нормандию пришлось, однако, завоевывать, но Филипп II успешно довершил это дело. При нем же произошел крестовый поход против альбигойцев и вальденсов южной Франции, окончившийся её завоеванием и подчинением северным французам. Большая часть владений графа тулузского была потом передана рыцарями, их завоевавшими, но не сумевшими в них удержаться собственными силами, сыну Филиппа Августа. Так началось постепенное собирание Капетингами феодальных земель Франции. Наконец, Филипп II Август был и первым устроителем королевской администрации в лице своих бальи и прево, которым поручено было управление отдельными областями, но которые сами были подчинены королевскому совету и счетной палате в Париже. (На юге королевскими наместниками сделались потом сенешали).
174. Людовик IX и его учреждения
Еще более возвысилась королевская власть во Франции при Людовике IX Святом (1226 – 1270), предпринимавшем шестой и седьмой крестовые походы. Людовик IX был настоящим воплощением рыцарского идеала средних веков, так как отличался, кроме строгого благочестия и милосердия, храбростью, заботливостью о слабых и справедливостью. Он был очень доступен народу и сам выслушивал просьбы и разбирал жалобы под знаменитым дубом Венсенского замка. Его приговоры славились своим правосудием, и он в самом деле был судья нелицеприятный. Во время своих крестовых походов он снискал себе глубокое уважение даже среди самих мусульман. Народ считал его прямо святым, благодаря чему он вообще сильно поднял нравственный авторитет королевской власти. Людовику IX тоже удалось увеличить свои владения присоединением Анжу и Пуату, которые он отнял у английского короля. Но особенно важно было его внутреннее правление. В это время во Франции распространилось из Италии изучение Юстинианова свода, и началась рецепция (принятие) римского права. Появился особый класс законников, или легистов, которые, поступая на королевскую службу, старались проводить в жизнь римские правовые воззрения. С помощью легистов Людовик IX издал несколько распоряжений, из которых одно заменяло судебный поединок правильным следствием, другое установляло апелляцию к королевским судьям на приговоры феодальных сеньоров и т. п. Во главе новых судов был поставлен в Париже парламент, судебная палата, образовавшаяся из прежней феодальной курии короля с присоединением к ней легистов. Подобные же парламенты были устроены впоследствии (XV в.) и в других провинциях.