II. Католическая церковь в конце Средних веков

198. Католицизм в XIV‑XV веках

XIV и XV столетия в истории католицизма были временем упадка и разложения. Папство переживало тогда один из самых сильных кризисов, какие только были в его истории. Нравы духовенства тоже очень испортились и стали вызывать совершенно справедливые нарекания. В обществе громко заговорили тогда о порче церкви в главе и членах, и начали создаваться планы церковной реформы, видевшие в папстве весь корень зла. С другой стороны, те силы, которые прежде были, так сказать, придавлены могуществом средневековой церкви, теперь получили значительное развитие и обнаружили стремление к освобождению от папской и монашеской опеки. Такими силами были новое государство, выраставшее на развалинах феодализма, и светское образование, которое в XIV и XV вв. сделало уже очень значительные успехи.

199. Папа Бонифаций VIII

В самые последние годы XIII и первые годы XIV вв. на папском престоле сидел Бонифаций VIII (1294 – 1303), говоривший и действовавший по примеру самых знаменитых своих предшественников, Григория VII и Иннокентия III. Человек высокомерный и властолюбивый, он отличался страшною самонадеянностью и совсем не видел, что в его время общие политические отношения и настроение общества были уже далеко не те, какими они были за век перед ним. Внешнего блеска у папства оставалось еще много, и Бонифаций VIII даже его увеличил, привлекши в Рим в 1300 г. сотни тысяч богомольцев объявлением юбилейного года католической церкви с отпущением грехов за посещение святынь Рима, но собственно внутренняя сила папства исчезла. Бонифацию VIII удалось смирить только немецкого короля Альбрехта Австрийского, который за свое признание папою поступился даже всеми прежними правами империи. Зато государи других стран не обнаруживали большого желания повиноваться папе. Самое упорное сопротивление оказал Бонифацию VIII французский, король Филипп IV Красивый (1285–1314).

200. Спор Бонифация VIII с Филиппом IV

Епископы Англии и Франции пожаловались Бонифацию VIII на своих королей, облагавших духовных лиц податями. Тогда папа издал буллу, в которой пригрозил отлучением от церкви за обложение духовенства без папского на то согласия. Английский король (Эдуард I), в других случаях действовавший самостоятельно, не счел нужным спорить, но Филипп Красивый ответил на папскую буллу запрещением вывоза из Франции драгоценных металлов и, следовательно, всех денег, которые шли из этой страны в папскую казну. Но это было лишь началом спора. Во время борьбы папа и король обменялись посланиями, в которых наговорили друг другу дерзостей. Бонифаций VIII созвал в Риме против Филиппа IV церковный собор, но и французский король собрал государственные чины Франции, т. е. сейм из прелатов, сеньоров и городских властей (генеральные штаты 1302 г.), которые заявили, что в светских делах они подчинены лишь королю, а сам он – только одному Богу. Разгневанный таким оборотом дела. Бонифаций VIII отлучил тогда Филиппа IV от церкви и объявил его лишенным престола. После этого и король прибег к крайней мере. Он послал в Италию своего канцлера (Ногаре) с поручением захватить папу и привезти его во Францию. Королевский по сланец с помощью одной враждебной папе римской аристократической фамилии (Колонна) напал на Бонифация VIII в его замке (Ананьи) и взял его в плен. Придание прибавляет, будто при этом папа претерпел и оскорбление действием (удар по лицу железной перчаткой). Правда, сторонники папы скоро его освободили и отвезли в Рим, но гордый старик был не в силах пережить такого унижения и скоро умер.

201. Авиньонское пленение пап

Победа Филиппа IV Красивого над папством выразилась главным образом в том, что один из преемников Бонифация VIII, Климент V, по желанию этого короля переселился во Францию и выбрал для жительства южнофранцузский город Авиньон, перешедший к папскому престолу (1305). Продолжая заявлять прежние папские притязания по отношению к другим государям, Климент V надолго подчинил папство французской политике, что, конечно, заставило многих из этих государей стать в неприязненные отношения к папству. В Авиньоне паны прожили около семидесяти лет, и это время получило название вавилонского пленения католической церкви. Авиньон сделался для церкви «Вавилоном» и в том отношении, что папский двор (курия) превратился в вертеп самой порочной жизни. Авиньонские папы XIV в. более всего хлопотали об умножении своих доходов, ради чего придумывали новые поборы и даже открыто занимались торговлею церковными местами. Это роняло папство и в нравственном отношении и, конечно, усилило оппозицию, вызывавшуюся притязаниями пап: их недостойное поведение возмущало всех порядочных людей.