207. Мысль о соборной реформе
Мысль о необходимости созвания собора была весьма распространена и популярна и в виду происшедшего в католической церкви раскола. Парижский университет (Сорбонна, как его звали), пользовавшийся большим авторитетом во всех католических странах, выступил с целым учением о причинах порчи церкви и средствах устранения зла. По этому учению, все зло происходило от чрезмерного увеличения папской власти на счет общих и местных соборов (вселенских и национальных). Парижские богословы, из которых особенно выдвинулся Жерсон, утверждали, что вселенский собор выше папы, и что отдельные национальные церкви (напр., галликанская, т. е. французская) должны пользоваться известною самостоятельностью и иметь свои особые соборы. В соборе эти богословы видели и лучшее средство для прекращения раскола. По их настоянию в 1408 г. в Пизе был созван собор для прекращения раскола, но он только ухудшил положение вещей, Пизанский собор пригласил и римского, и авиньонского папу отречься от своего сана, но ни тот, ни другой не хотели повиноваться, а между тем на соборе выбрали третьего папу. Правда, этот третий папа скоро умер, но у него немедленно явился преемник, который принял имя Иоанна XXIII. Это был человек весьма порочный и в молодости даже занимался морским разбоем. Теснимый королем неаполитанским, он искал защиты у императора Сигизмунда, который и заставил его наконец созвать собор в Констанце.
208. Констанцский собор
Констанцский собор, продолжавшийся около четырех лет (1414–1418), признал себя вселенским и поставил себе три задачи: прекращения раскола, реформу церкви и рассмотрение «ереси» Гуса. На собор съехались несколько тысяч духовных лиц и многие государи. Одним из наиболее видных деятелей собора был Жерсон, который и провел постановление о том, что собор выше папы и имеет право судить и низлагать пап. Констанцский собор объявил всех трех соперников по папству низложенными, а Иоанна XXIII даже подверг формальному суду за его порочную жизнь. Партия церковной реформы очень, однако, боялась, что если голоса на соборе будут подаваться поголовно, то победят итальянские прелаты (ультрамонтаны, т. е. загорные, [заальпийские]), которых в Констанце было особенно много, и настояла на том, чтобы голоса подавались по нациям, каковых было признано пять: итальянская, французская, испанская, английская и германская (к последней были причислены скандинавские, западнославянские и венгерские прелаты). По вопросу о том, произвести ли прежде реформу, а потом выбрать папу или поступить наоборот, голоса наций разделились, и три голоса против двух высказались за выбор папы. Тогда избрали нового папу в лице Mapтина V, который поспешил заключить конкордаты с отдельными нациями и разъединить их интересы. Еще в самом начале собора было постановлено на очередь и дело Гуса. Прежде всего собор осудил ересь Уиклифа, но Гуса думали оставить в покое, если он молча согласится подчиниться. Однако, чешские враги реформатора хотели во что бы то ни стало его погубить и начали приписывать ему воззрения, которых он вовсе не разделял. Ему предложили тогда отречься от своих заблуждений, но он отвечал, что от мнений, ему ложно приписываемых, ему нельзя отречься, тем самым не признав их якобы своими, а от действительных своих мнений он готов был бы отказаться лишь в том случае, если бы его убедили в их неверности текстами из Библии. Так как Гус не хотел безусловно подчиниться собору, не считая возможным «солгать вопреки голосу совести», то он и был осужден на сожжение, как еретик, несмотря на то, что имел от Сигизмунда охранную грамоту. Казнь была совершена в 1415 г. Гус взошел на костер с мужеством древних христианских мучеников, хотя и мог бы притворным отречением спасти свою жизнь.