39. Мирские причины недовольства католической церковью

Мирские причины недовольства католическою церковью коренились в той власти, какую папы и духовенство приобрели в средние века над государством и разными классами общества. Знаменитая борьба папства и империи была только частным случаем борьбы между церковью и государством. Императоры, короли, владетельные князья и республики тяготились тем подневольным положением, в какое их ставил средневековой католицизм, учивший, что церковь выше государства, и что государи суть только подручники папы. Притязания пап на главенство над государями, находившими, однако, немало защитников в обществе, и были причиною политического недовольства, но оно усугублялось еще тем, что и духовенство, завися во всем от своего главы в Риме, часто не хотело подчиняться наравне со всеми законам государства. В каждой отдельной стране духовенство считалось первым чином, или сословием, государства и стояло выше всех других классов. Его судам в делах известного рода были подсудны люди всех светских сословий до самых важных и титулованных дворян, а все землевладельцы и земледельцы обязаны были выплачивать духовенству десятинный оброк. И то, и другое было неприятно и тяжело людям светских состояний. Дворянство, сверх того, не без зависти смотрело на церковное землевладение, так как иногда треть, иногда чуть не половина всех земель в стране принадлежала высшему клиру и монастырям. Далее, в городах духовные иногда не желали подчиняться постановлениям местных властей, и это также приводило к пререканиям и распрям. Были, наконец, свои основания для недовольства и у крестьян, очень часто находившихся в крепостной зависимости от епископов и аббатов. Все это были причины социального недовольства учреждениями католицизма. Кроме указанных причин политического и социального свойства, была еще и причина национальная. Католическая церковь была всемирной духовной монархией, не желавшей признавать различий между отдельными народами и внутренней их независимости. Такой порядок вещей установился в то время, когда европейские народности окончательно еще не сложились, но в XIV и XV вв. отдельные нации стали приходить к самосознанию; первым признаком этого было появление национальных литератур и возведение народных языков на степень органов общественной мысли. Католическая церковь признавала одну латынь и для Св. Писания, и для богослужения, а между тем рядом с латынью стали развиваться языки немецкий, французский, английский, чешский, польский и т. п. Национальная оппозиция Риму шла рука об руку с оппозицией политической и социальной, потому что в это же время совершалось и образование национальных государств.