40. Умственная и нравственная оппозиция

Перечисленные причины не имели непосредственного отношения к существу религии: дело шло о часто светских интересах наций, сословий, государств. Уже ближе затрагивалось самое существо религии, когда причины недовольства церковью вытекали из умственных и нравственных интересов отдельной личности, и когда последняя отстаивала свободу мысли и жизни. Духовенство в средние века было единственным образованным классом, и церковь требовала безусловного повиновения своим учениям даже не прямо богословского, а чисто научного содержания. С этим плохо мирились люди нового образования, и потому большая часть гуманистов состояла из явных или скрытых врагов умственного господства духовенства. Они же, проповедуя жизнь сообразно с природою, вооружились и против аскетического взгляда на нравственность, осуждавшего, как нечто греховное, все склонности человеческой природы и радости земной жизни. Это была защита человеческой личности во имя её свободы, т. е. опять-таки во имя начала чисто светского, а не религиозного. Невежество и испорченность духовного сословия давали пищу для сатирического осмеяния: стоит только припомнить «Декамерон» Боккаччо, «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле, «Похвалу глупости» Эразма, «Письма темных людей». Сатирики были только выразителями общественного мнения, а оно было недовольно духовенством по весьма различным причинам, но во всех перечисленных случаях чисто светского свойства.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Переводы лучше делать через карту, а не Яндекс-деньгами.