42. Злоупотребления верою
Нравственная развращенность была одною стороною порчи, другою было невежество, порождавшее всякие суеверия. Благочестивые обряды и легенды католицизма в конце средних веков иногда напоминали скорее язычество, чем христианство. Вся религия нередко сводилась к одной внешности. Самым вопиющим злоупотреблением религией были индульгенции, в которых суеверие народных масс служило корыстолюбию духовенства. В ранние времена христианства от кающихся грешников требовали совершения подвигов благочестия, как внешнего выражения их раскаяния. Позднее на эти подвиги стали смотреть как на замену самого раскаяния и исправления, а на уплату денег в церковь, допущенную вместо благочестивых деяний – как на выкуп грехов. Со времен борьбы Григория VII с Генрихом IV и первого крестового похода отпущения грехов начали раздаваться за участие в войне против врагов папы и Христа. В XIII в. даже создалась целая схоластическая теория в защиту индульгенций. Сущность её была такова: для спасения грешников церковь обладает сокровищницей заслуг Иисуса Христа и святых, из которых может раздавать не имеющим своих собственных заслуг. В середине XIV в. папская булла подтвердила это учение. Затем с папы Бонифация IX (около 1400 г.) начался открытый торг разрешительными грамотами. Грубые и бесстыдные торговцы индульгенциями расхваливали свой товар; «стоит лишь деньге зазвенеть в ящике, как душа выпрыгивает из ада», говорил монах Тецель, торговавший индульгенциями при Льве X. При таком взгляде на грех и оправдание внутреннее раскаяние и нравственное исправление казались ненужными, и это возмущало более развитую религиозную совесть.