44. Соборная реформа
Мысль о соборной реформе церкви в конце XIV в. вышла из Парижского университета. Она касалась только устройства церкви и предлагала, во-первых, подчинить папство вселенскому собору, а, во-вторых, сделать более независимыми национальные церкви под управлением своих местных соборов. Это учение, возникшее во Франции («Галлии»), дало начало так называемому «галликанизму». В первой половине XV в. для реформы церкви и связанного с нею прекращения раскола собирались соборы в Пизе (1409), Констанце (1414 – 1418) и Базеле (1431 – 1449), но, прекратив раскол, они не произвели реформы церкви. Не сделал ничего и частный собор, созванный в Латеране (1512) перед самым началом реформации. В первой половине XVI в. общественное мнение настойчиво требовало созыва вселенского собора для реформы церкви, и таковой состоялся наконец в Триденте (1546 – 1563), но уже не для ограничения папской власти, а для её восстановления. Впрочем, Тридентский собор уничтожил в церкви наиболее вопиющие злоупотребления и предпринял улучшение нравов духовенства. Мысль о национальном соборе была популярна в XVI в. (напр., в Польше).