45. Евангелическая реформа

Евангелическая реформа касалась уже не одного устройства, но и учения церкви. Соборная реформа опиралась на церковное предание, евангелическая видела единственное основание веры в Священном Писании. Первыми предшественниками такой реформации были французские вальденсы XII и XIII в., почти все истребленные крестовым походом в первой половине XIII в. К этому же направлению принадлежали в XIV в. Уиклиф в Англии и на рубеже XIV и XV вв. Гус в Чехии. Последователи Гуса разделились на разные партии, из которых одна под названием калликстинцев (чашников), или утраквистов (подобоев), достигла значения национальной церкви в Чехии еще в середине XV в. Мысль о том, что в реформе церкви нужно основываться исключительно на Священном Писании, была очень распространена в конце XV и начале XVI в. Напр., еще до Лютера эту мысль высказывали Эразм в Германии, Колет в Англии, Лефевр д'Этампль во Франции, Симон Краковский в Польше и др. К евангелическому направлению и принадлежали в XVI в. Лютер, Цвингли и Кальвин, основатели главных протестантских церквей – лютеранской и реформатской (цвинглианской и кальвинистической).