52. Сервет

Анабаптизм продолжал существовать и при Кальвине, но в это время в нем рядом с мистицизмом начал проявляться рационализм, прежде всего направившийся на христианский догмат троичности Божества. Стали появляться так называемые антитринитарии (противотроичники), из которых самым известным был ровесник Кальвина, испанец Мигель Сервет, живший во Франции врачебной практикой. Он считал себя призванным восстановить первоначальное христианство и толковал учение о Св. Троице несогласно с тем, как оно было изложено на Никейском соборе. По этому вопросу, скрываясь под чужим именем, Сервет издал несколько трактатов. Ему очень хотелось убедить Кальвина в правильности своего понимания, и он вступил в переписку с женевским реформатором. Последний донес на Сервета католическому епископу города, в котором тот жил, – и даже прислал его письма. Мигель Сервет бежал из Франции, но по дороге в Италию, где предполагал поселиться, остановился в Женеве.

Мигель Сервет

Мигель Сервет

 

Здесь его узнали, и над ним начался процесс, который вел сам Кальвин, уже прямо заговоривший о ереси. Сервет ссылался на церковь первых веков, которая только изгоняла еретиков, Кальвин – на законодательство византийских императоров, предававшее еретиков смерти. Дело кончилось сожжением Сервета на костре в Женеве (1553).