53. Гуманизм и Реформация

Таковы были главные направления реформации XVI в., кроме англиканской церкви, имеющей значение только в истории самой Англии. Мало-помалу протестантизм оттеснил на задний план гуманистическое направление, которое вскоре стало падать и даже совсем исчезать. Отношение самих гуманистов к реформации было весьма различно. Одни из них держались совершенно в стороне. Эразм даже был против реформации и хотел только, чтобы католическая церковь не принуждала в вопросах, о которых люди могут спорить. Рабле находил, что кальвинисты «одержимы бесом». Но в числе гуманистов были и такие, которые посвятили себя делу реформации. Таков был, напр., Цвингли; кроме него, гуманистом был и Меланхтон, главный помощник Лютера. Кальвинизм уже прямо неблагоприятствовал гуманизму, и то же можно сказать об анабаптизме, резко отрицавшем светскую науку. Религиозное движение XVI в. задело и гуманистическую Италию, в которой тоже появилась новые направления, но в единичных личностях. После Марсилио Фичино в Италии усилилось изучение Платона, и возникли религиозно-философские учения в духе пантеизма. Уже во второй половине XVI в. Пико делла Мирандола, – бывший, между прочим, одним из учителей папы Льва X, – соединял платонизм с еврейскою каббалою, и под его именно влиянием сложилось религиозное миросозерцание Рейхлина. В XVI в. в Италии было несколько новоплатоников, создавших себе мистико-пантеистические системы, и один из них, Джордано Бруно, был сожжен в Риме, как еретик (1600). С другой стороны, среди итальянцев появилось немало антитринитариев, бежавших потом от преследований в Швейцарию и Польшу. Самый знаменитый из них был в конце XVI в. Фавст Социн (1539 – 1604), положивший начало целому направлению, которое получило от него свое имя (социнианизм). Он создал учение, по которому Бог сотворил человека смертным, но с бессмертной душою; грехопадение Адама лишило человека бессмертия за гробом, и Христос был послан на землю, дабы своею смертью и воскресением возвратить человечеству бессмертие за гробом. На этой системе сказались гуманистические споры о бессмертии души, да и вообще весь социнианизм отличался рационализмом. Социн не признавал божественности Иисуса Христа и троичности Божества. Вторую половину жизни он провел в Польше, где приобрел много последователей и даже дал им правильное церковное устройство.