180. Влияние новых идей

Французские идеи XVIII в. получили большое распространение и вне своей родины и везде оказывали сильное влияние. Их филантропическая сторона подействовала на итальянца Беккариа, который в своем сочинении «О преступлениях и наказаниях» (1764) вооружился против варварских пыток и казней тогдашнего уголовного права; Екатерина II заимствовала многое и из этого сочинения в свой «Наказ». В Англии в начале XVIII века для распространения и проведения в жизнь гуманных идей образовалось даже особое общество франкмасонов (или вольных каменщиков), быстро распространившееся по всей Европе. В «ложах» этого общества совершались разные мистические обряды, но целью его стремлений было утверждение веротерпимости и братского равенства между людьми. Это была своего рода деистическая церковь, и потому она встретила сильную борьбу со стороны католицизма. Однако, в масонстве рационализм уступал место мистицизму.

181. Немецкое «просвещение»

Особый характер во второй половине XVIII в. получило немецкое «просвещение». Французская просветительная литература проповедовала главным образом переустройство общества путем изменения учреждений, немецкая – его перевоспитание путем улучшения отдельных личностей. Во французской литературе было больше того, что говорило уму, немецкая отличалась большею сердечностью. Из французских писателей самым понятным для Германии был Руссо, и он поэтому оказал громадное влияние на многих немецких писателей той эпохи. Первыми проповедниками просветительных идей в Германии были Лессинг (1729–1781) и Гердер (1744–1803). Первый знаменит своею защитою веротерпимости («Натан Мудрый») и оппозицией искусственному французскому, ложноклассицизму во имя естественности, второй – более глубоким, чем у французов, взглядом на жизнь народа с его духовным творчеством, его верованиями, поэзией и обычаями. Оба они видели в истории постепенное нравственное воспитание человечества.

Гёте, портрет

Портрет Иоганна Вольфганга фон Гёте. Художник Г. фон Кюгельген, 1808-09

 

В семидесятых годах под влиянием новых идей Германия даже пережила особый период бури и натиска (Sturm und Drang-periode), когда выступил целый ряд писателей с проповедью обновления жизни и искусства путем обращения к природе и непосредственному чувству. Под влиянием этих стремлений начали свою деятельность величайшие поэты Германии Гете (1750–1832) и Шиллер (1759–1805), первые произведения которых («Вертер» Гете и «Разбойники» Шиллера) прямо отразили на себе влияние и Руссо, и «эпохи бури и натиска».

Фридрих Шиллер

Фридрих Шиллер

 

К числу великих людей Германии второй половины XVIII в. относится Иммануил Кант (1724–1804), произведший целый переворот в отвлеченной философии своею «Критикою чистого разума» (1781). Он доказывал, что человеку доступно знание лишь явлений, но отнюдь не сущности вещей, и вместе с тем он учил нравственности, основанной на идее долга, как «категорического императива», т. е. безусловного повеления. Его религия была своего рода христианским деизмом; его политические идеи обнаруживали сильное влияние Руссо. Кант, кроме того, утверждал, что в истории совершается постепенное совершенствование общественного устройства человечества.

Под влиянием педагогических идей Руссо находился знаменитый реформатор школьного образования Песталоцци (1742–1827). Он жил в Швейцарии и занимался обучением детей, но вместе с тем и излагал свои взгляды в литературе. Он особенно настаивал на необходимости содействовать благосостоянию народа путем распространения в нем образования.

Итак, «просвещение XVIII века» отличалось везде стремлением к преобразованиям – к перевоспитанию личности и к переустройству общества, а также верою в то, что история человечества есть история его прогресса, т.е. совершенствования умственного (Тюрго), нравственного (Лессинг и Гердер) и общественного (Кант).