299. Июньские дни

Пролетариат был крайне недоволен таким составом учредительного собрания и нового правительства. Между тем еще временное правительство для успокоения рабочих, лишенных заработка, устроило так называемые национальные мастерские, которые, впрочем, состояли в одних земляных работах с платою по 2 франка в день каждому желающему. Вследствие революции дела были в застое, и в национальные мастерские явились десятки тысяч народа, между прочим и из провинций.

 

Революция 1848 г. и Вторая республика во Франции. Видеоурок

 

Буржуазия сначала думала, что, получая деньги от казны, рабочие будут послушным орудием в руках власти, но её ожидания сбылись лишь наполовину, потому что большая часть рабочих, занятых на земляных работах, мало-помалу организовалась в вооруженную силу, враждебную буржуазии. Уже в середине мая демократические клубы устроили восстание против национального собрания и исполнительной комиссии; они даже назначили новое временное правительство, но это движение было подавлено военною силою, которую, с своей стороны, правительство все более и более увеличивало в Париже.

Национальное собрание стало после этого уже прямо действовать против национальных мастерских, находя их работу ни к чему ненужною и слишком дорогою для населения, платящего налоги, и опасаясь большого скопления недовольных рабочих (их число к началу июня дошло до 117 т.). Сначала решили предложить всем молодым рабочим поступить в солдаты или искать работы, где хотят; потом постановили удалить всех пришлых рабочих и оплачивать труд оставшихся не поденно, а издельно. Наконец, был дан приказ отправить часть рабочих на земляные работы в отдаленных провинциях, а всех холостых записать в солдаты.

Правительство, однако, понимало, что такие меры, раздражая народ, могут вызвать с его стороны восстание, и прямо готовилось к уличной борьбе. Национальное собрание требовало полного закрытия национальных мастерских, но рабочие просили доставить им какую-либо другую работу, не зная, чем кормить себя и свои семьи, если национальные мастерские будут закрыты. Так как попытки соглашения ни к чему не привели, то 23 июня началось восстание, продолжавшееся целых четыре дня. Для подавления этого восстания генералу Кавеньяку была вручена диктаторская власть, и под его начальство были поставлены, кроме регулярных войск, национальная гвардия, состоявшая из буржуазии столицы и окрестных местностей, и так называемая подвижная гвардия, набранная из рабочих же, но больше из разного сброда.

Июньские дни были самым жестоким и самым кровавым междоусобием, какое только видел Париж в своих стенах. Для французского пролетариата это было страшным поражением, и вместе с тем был нанесен удар и республике, так как громадное большинство нации стало её бояться и начало поддерживать своим сочувствием все меры, клонившиеся к уменьшению общественной свободы.