Сабиняне и сабеллы

2. Важнейшим из туземных племен Средней Италии были сабиняне и произошедшие от них народы, называемые общим именем сабеллов: самниты, пелигны, марсы и пр. Первобытной родиной сабинян была горная долина Амитерна, в самой высокой части Апеннин, где на вершинах гор, как говорили, никогда не исчезает снег, а по склонам их летом пасутся апулийские стада. В верховье реки Атерна близ Аквилы еще видны развалины местечка Тестрины, не имевшего укреплений; по преданию, там с незапамятных времен вели патриархальную пастушескую жизнь предки сабеллов. Из этой первобытной своей родины в Абруцских горах они разошлись по всем направлениям, и в течении веков завоевали большую часть Средней и Южной Италии.

 

Священная весна

У италийских туземцев и преимущественно у сабеллов был особенный обычай, называвшийся «священной весной». Во время военных бедствий и моровой болезни они давали обет посвятить подземным богам и в особенности Марсу всех новорожденных, какие будут у людей и у скота на следующую весну. Животные, родившиеся в эту священную весну, были приносимы в жертву, или выкупаемы своими хозяевами в том же году; а мальчики и девочки были, когда вырастут, посылаемы за границу поселиться на каком‑нибудь новом месте; они уходили, как выселяется из прежнего улья молодой рой пчел. Вероятно, это было заменою прежнего обычая, приносить в жертву детей. Переселяющиеся шли за посылаемыми от богов животными, которые указывали им путь. Так пиценты (пикенты) получили, но преданию, свое имя от того, что их вел дятел (picus), гирпины получили свое название от волка, который вел их, а самнитский город Бовиан – от быка (см. ниже); все эти три животные были посвящены Марсу.

Первым завоеванием сабинян была горная долина, где стоял город Реате; оттуда они расселялись все дальше и дальше по долине Тибра на юго-запад, основали Куры, Крустумерий, Фидены, и поселение на Квиринальском холме, вошедшее потом в состав города Рима. Сабиняне были богобоязненный народ, вели суровый, воздержный образ жизни, оставляли свои поселения неукрепленными; они соблюдали строгую верность наследованному от отцов патриархальному быту, религиозным и нравственным постановлениям старины, хранили чистоту семейных нравов; они были храбры на войне и всегда готовы к ней, но у себя дома были миролюбивы, справедливы, послушны законам. Основанием общественного устройства у них была семья, которою с неограниченною властью над женой, детьми и слугами или рабами правил домохозяин. Из соединения семейств образовался род, соединение родов образовало общину; община имела свою особую область; члены общины собирались для решения тяжб, других дел, для обороны от врагов. Организации более обширной, чем община, у сабинян, кажется, не было. Даже богослужение у них вообще имело только родовой и общинный характер. Нерасположение сабинян соединяться в государственные союзы более обширные, чем община, было, вероятно, причиною того, что, отпуская своих переселенцев основывать новые общины, они предоставляли им полную самостоятельность: сабинские колонии не были нисколько подчинены тем общинам, из которых вышли.

 

Самниты и луканы

Таким образом, в священную весну пошли на юг самниты, завоевали земли по обе стороны Апеннин, основали местечко, которое назвали в честь быка, священного животного Марса, Бовианом, и стали из этого центра делать новые завоевания. Они покорили этрусков, живших в Капуе, славившейся богатством, роскошью, гладиаторскими боями; взяли приступом греческий город Кумы исовершили в нем страшные свирепости. Этот старинный город, колониями которого были Путеолы и Неаполь, славился некогда торговлею, богатством, могуществом; о его прежнем величии свидетельствуют развалины огромных зданий и подземных сооружений, как например подземные галереи со сводами, над которыми стоял храм Аполлона; знамениты были Кумы и Сивиллою, которая жила в одной из пещер у подножия храма и возвещала темными предсказаниями будущее (II, 97, 207). Покорив Капую и Кумы, самниты овладели всею Кампаниею. – К сабинскому племени принадлежали и луканцы, воинственный земледельческий народ, покоривший прежних жителей южной Италии эпотров и хонийцев, отнявший у греческих городов южной Италии владения, принадлежавшие им вдали от берегов, а потом, при развитии изнеженности у италийских греков, покоривший и самые города их на западном и на восточном прибрежье: Пест, Турии и пр. Столицею луканской федерации был, кажется, город Консенция. Соплеменниками луканцев были бреттийцы или бруттийцы, которых старинная легенда называет народом, произошедшим от наемников и беглых рабов. В союзе с бреттийцами луканцы делали набеги на приморские греческие города. Но скоро оба эти народа в своей прекрасной плодородной стране под влиянием богатых греков, любивших удобство и наслаждение жизни, привыкли к роскоши; прежние суровые горцы изнежились и могущество их быстро ослабело. Великолепные храмы, колоннады, изящные дома греческих городов, произведения искусств, изящный образ жизни греков, роскошная их одежда, – все это изящество и великолепие очень понравилось сабинским пастухам и земледельцам, переселившимся на юг. Но они приняли только внешние формы цивилизованной жизни, потому она не принесла нм пользы; они только предались чувственным наслаждениям, усвоили себе только пороки греков. Прежняя строгая нравственность, прежняя энергия исчезли у них; они стали неспособны переносить труды и лишения военной жизни, отвыкли от военного дела. Богатые вещи, находимые в их гробницах, представляют собой соединение греческого искусства с варварской роскошью; по этим золотым и янтарным уборам, по великолепным разрисованным сосудам мы видим, что сабеллы на юге совершенно, отстали от прежних обычаев. В Кампании и в бреттийской земле они совершенно смешались с греками по языку и обычаям.

Самнитские воины

Самнитские воины

 

 

Горные сабеллы

Простота нравов, способность выносить лишения, воинственность, утраченные сабинскими племенами на юге, сохранились во всей своей силе у земледельческих племен, живших в долинах Апеннинов. Они образовали федерации, не имевшие сильной союзной власти, у них не было столиц, не было постоянного федерального правительства; но они были страшны всем соседям своей храбростью и физической силой; они решали свои дела в общих собраниях племени и на время войны избирали союзного полководца. Самнитский народ делился на четыре племени; это были пентры на центральной террасе около Бовиана и Эзернии, кавдийцы на границе Кампании по верховьям рек Вольтурна и Калора, гирпины около Эклана, и компсы в юго-восточном углу самнитской земли между Луканиею и Апулиею, а на северо-востоке френтаны, единственное самнитское племя, область которого доходила до моря. Оставаясь пастухами и земледельцами, самниты вели воздержный образ жизни и высшим благом своим считали свободу. – Между сабинянами и самнитами жили в исторические времена четыре небольшие народа сабелльского происхождения, соединенные в одну федерацию: воинственные марсы около Фуцинского озера, марруцины около Теате, пелигны, имевшие укрепленные местечки Корфиний и Сульмон, и вестины, главным местечком которых была Пинна; дальше на север по берегу Адриатического моря до Анконы и за Анконою поселилась другая отрасль сабелльского племени, пиценты; в их земле (Пицене) стояли довольно значительные города. Фирм (Фермо) и Аскул (Асколи).

 

Нравы и образ жизни сабинян

У всех сабелльских народов оставалось живое сознание их родства между собою, общего происхождения от сабинян; у всех сохранялся патриархальный родовой быт, имевший основными своими чертами полновластие домохозяина над всеми членами семейства, строгое соблюдение святости брака, который был заключаем под охраною общинной власти, предоставление семейных прав исключительно законным детям свободного человека от дочери свободных же людей. Прежнее население покоренных земель было поставлено победителями в зависимое положение, называвшееся клиентством; клиенты давали своему господину определенную подать с нив и стад, и за то он охранял их имущественный и другие права. Во время войны отцы семейств с своими родными и клиентами шли в поход под начальством вождя, назначаемого собранием всех домохозяев и называвшегося императором (военачальником). Те ссоры, которых не мог уладить суд, нередко решались на поединке копьем и мечом. У большинства сабелльских племен не развилась и городская жизнь, как не развились федеративные учреждения. Они жили далеко от моря, потому торговли у них было мало, а горные высоты и укрепления на них заменяли сабеллам городские стены в деле обороны от врагов; потому сабиняне и самнитские поселяне жили по склонам и в долинах Апеннинов разбросанными селениями и отдельными дворами; каждый домохозяин строил себе дом там, где понравился ему лес, ручей или луг.

 

Оски

Противоположность сабеллам в этом отношении составляли родственные им по языку и похожие на них многими обычаями мелкие племена, жившие на юг от Тибра по прекрасным склонам лесистого хребта Альгида и по реке Лирису, и называемые обыкновенно осками или опиками, по имени одного из них, у которого это имя было племенным названием. Подобно сабеллам, они жили в союзе между собой; люди всех их племен пользовались в частных сношениях равноправностью, браки между людьми разных племен считались полноправными. Как сабеллы, они также собирались для решения общих дел, но жили не в селениях без стен, а в городах, укрепленных стенами; были у них и горные крепости, были горы, обведенные укреплениями. Покровительницею всех их была Диана; на Альгиде, покрытом дубовыми лесами, и в священной роще у Немского озера были знаменитые храмы этой богини луны и охоты, в которых служили ей кровавыми жертвами и ночными процессиями с факелами.

К оскам принадлежали: вольски, жившие на западном приморье до Анксура (Террачины); главными городами их были Анций и Суэсса‑Помеция близ Помптинских болот; рутулы около Ардеи; авзоны и сидицины между Лирисом и Вольтурном; у них были города Калес и Теан; авзоны жили на север, а сидицины на юг от вольсков; эквы, жившие на левом берегу Аниана и на Альгиде; у них в прелестных горных местностях стояли города Тибур и Пренест; герники, привычные к перенесению военных трудов, жившие на юг от эквов, имевшие города Анагнию, Ферентин и несколько других; аврунки около Суэссы; было еще несколько племен более мелких.

Наречия всех сабелльских народов были очень близки между собою; их называют наречиями оскского языка. Некоторые из них почти вовсе неизвестны нам, например сабинское наречие, которое было очень рано вытеснено из употребления латинским языком; другие, как например, пелингийское несколько известны нам, но все‑таки очень мало. Наибольшее число надписей сохранилось в самнитской земле, в Кампании, в Лукании. Алфавит оскских наречий заимствован из греческих городов Кампании, бывших колониями Халкиды; он ближе к этрусскому алфавиту, нежели к латинскому: и подобно этрускам, оски писали от правой руки к левой.