Италийская религия

 

Три религии в Италии

Те три народа, которые были главными деятелями италийской культуры и о которых мы говорили теперь, излагая их национальные особенности, – этруски, сабиняне и латины создали верования и обряды, бывшие основными элементами римской мифологии и религиозных учреждений римлян до преобразования их греческим влиянием. Первоначальная религия италийских народов, без сомнения, была тем простодушным боготворением природы, основные черты которого находятся у всех народов индогерманского семейства. Но особенности характера италийских племен и местные влияния привели их к верованиям и обрядам, существенно различным от греческих. Греки, при своей восприимчивой и живой фантазии, при своем таланте художественного творчества, создали из первобытных божеств, бывших символами сил природы, обширный и разнообразный мир богов, украшенный множеством поэтических мифов, и постоянно расширяли его заимствованиями из иноземных религий; италийские племена, более расположенные к наблюдению фактов действительности, к практической деятельности, чем к идеальным воззрениям и художественному творчеству, притом же долго остававшиеся замкнутыми в горах и долинах центральной полосы Средней Италии, дали своей религий такое направление, что она сделалась учением о нравственных обязанностях и о формах богослужения; они не выработали ни поэтических образов, ни умозрительных систем, довольствуясь совершением священных обрядов, молитвами, жертвоприношениями для снискания милости богов и смягчения гнева их. Деятельность соображения у италийцев была скована железной дисциплиной нравственного учения и религиозной формалистики. «Италийские племена, – говорит Маркварт, – чтили в своих богах абстрактные силы природы, под властью которых идет жизнь человека, и о которых он ежеминутно должен помнить, милость и помощь которых он может приобресть точным соблюдением установленных государством внешних правил богопочитания». Сухое практическое направление италийской религии, развитие формалистики в ней очень благоприятствовало возникновению многочисленного жреческого сословия; во всех италийских государствах духовенство имело большую силу; но жрецы не были посредниками между богами и людьми: каждый италиец сам излагал богам свою просьбу к ним, жрец был только помощником при исполнении религиозных обязанностей в качестве специалиста, изучившего формы обрядов, был истолкователем воли богов, объяснителем религиозных законов. В Греции жрецы были поэтами, занимались пением, музыкою, слагали гимны, много содействовали разработке мифов и эпической поэзии; италийское духовенство ограничивалось исполнением религиозных обрядов, чтением молитв, принесением жертв, истолкованием знамений. «Чудеса природы и жизни, – говорит Преллер, – повсюду в Италии служат основанием для жертвоприношений и прорицаний; жрецы и пророки повсюду пользуются ими для политических целей; но нигде мы не видим поэтического стремления сердца и воображения погружаться в мысли и чувства по поводу этих чудес, нигде не видим оживотворения религии или истории идеальными поэтическими образами». Преобладание обрядности, подчинение религии духовенству, отсутствие поэтического и эпического таланта характеризовали, по-видимому, все италийские племена; кажется, что все они опасались профанировать свои понятия о богах мифами; легенды о богах не развились ни у одного из них.

 

Италийские легенды

Боги италийцев – абстрактные понятия, не дошедшие до того, чтобы стать живыми личностями, – говорит Моммзен, – и наиболее далеки были они от этого в первобытные времена. Не будучи живыми образами, они не имели биографий; у них не было нилюбовных приключений, ни войн. Люди, даже наиболее прославляемые преданием, оставались у италийцев простыми людьми, не были, как у греков, возводимы преданностью народном любви на степень существ богоподобных». – Италийцы имели привычку употреблять вместо слова Deus, «бог», слово Numen «божество, «божественная сила»; уж и это самое показывает, что божественные силы оставались в их мыслях абстрактными понятиями, не представлялись им личностями. Даже в тех случаях, когда италийцы говорили о божествах, как о личностях, боги и богини их являются только «отцами» и «матерями», символами родовых и племенных связей. Были в давнюю старину у италийцев легенды и народные песни, доказывающие, что италийские племена имели некоторое расположение к поэтическому творчеству; таковы, например, сабинский миф о Семоне Санке, латинский миф о Геркулесе, боге огороженной земледельческой усадьбы и размножения имущества; таковы латинские легенды об Эвандре и о разбойнике Какусе, жившем на Палатинской горе; но таких рассказов было мало; и некоторые из них уж самыми названиями действующих лиц обнаруживают, что были взяты от греков; так, Эвандр и Какус – греческие имена («добрый человек» и «злой»); а вообще развитие этих сказаний было задержано отчасти влиянием жрецов и тем, что владычествующее сословие в Риме занято было исключительно практическими мыслями, государственными и военными интересами, и распространением иноземной цивилизации. Таким образом, италийские мифы остались невыработанными народными сказками. Когда латины и впоследствии римляне близко ознакомились с греческими легендами, то перенесли в Лациум и в Кампанию подвиги Геракла, Диомеда, бойцов Кастора и Поллукса, бывших образцами храбрости, Одиссея (Уликса, как назвали его римляне), Энея, ввели этих героев в римские предания, в круг своих религиозных представлений. В особенности приятно было гордости знатных римских родов представлять римлян потомками троянцев; сказание о поселении Энея в Лавренте («Лавровом городе»), женитьбе его на Лавинии, дочери царя Латина, который был сыном национального латинского бога Фавна, о том, что Эней был основателем города Лавинии, переселенцами из которого была основана Альбалонга, – все эти рассказы были первоначально лишь маловажными местными легендами; разработанные честолюбием римских знатных родов, фантазиею поэтов и мифографов, они сделались главным содержанием легендарной истории Лациума и Рима.

 

Этрусская религия

Чуждые староиталийским племенам по происхождению, языку, образу жизни, характеру, культуре, этруски имели и религию существенно различную от их верований и обрядов. Греческое влияние, проявляющееся во всей цивилизации этрусков и объясняемое торговыми сношениями их с Грецией и с италийскими колониями греков, обнаруживается и в этрусской религии; очевидно, что этруски с очень давнего времени поддались привлекательности греческой культуры и мифологии, распространение которых у разных народов объединяло разные религии, вносило космополитический характер в эстетические представления и в поэзию их.

У этрусков оставались свои собственные божества, пользовавшиеся большим уважением в тех городах, в которых были предметами местного культа. Таковы были в Вольсиниях богиня покровительница этрусской федерации Вольтумна и Норция (Нортия), богиня времени и судьбы, в храме которой ежегодно был вбиваем в перекладину гвоздь для счета лет; в Цере и в приморском городе Пиргах таковы были бог лесов Сильван и доброжелательная «мать Матута», богиня, рождающегося дня и всякого рождения, с тем вместе покровительница кораблей, приводящая их благополучно в гавань. Но кроме этих туземных божеств, мы находим у этрусков множество греческих богов и героев; особенно чтили они Аполлона, Геракла и героев троянской воины. Этруски так уважали Дельфийский храм, что в священной ограде его была построена особенная сокровищница для их приношений, – Этрусский царь богов, громовержец Тина, которого римляне называли Юпитером, соответствовал Зевсу; этрусская богиня Купра (Юнона), богиня цитадели города Вей, покровительница городов и женщин, соответствовала Гере, и служение ей сопровождалось такими же великолепными играми и процессиями. Менерфа (Минерва) была, подобно Афине Палладе, божественною силою разума, покровительницею ремесл, женского искусства прясть шерсть и ткать, изобретательницею флейты, игрою на которой сопровождалось богослужение, и военной трубы; богиня небесных высот, бросающая с них молнию, она была и богинею военного искусства. Аполлон (Аплу) был и у этрусков богом света, исцелителем болезней, очистителем от грехов. Вертумн, бог плодов, изменявший свой вид соответственно временам года, правильную смену которых производил вращением неба, был, подобно греческому Дионису, олицетворением хода годичных перемен в растительности и в полевых трудах; смена цветов плодами и разнообразие растительности выражаются тем, что Вертумн принимает разные виды и разные эмблемы. Главный праздник его, называвшийся у римлян вертумналиями, происходил в октябре, по окончании сбора винограда и фруктов, и сопровождался народными играми, забавами и ярмаркою. Этруски заимствовали у греков, от этрусков заимствовали другие италийские народы систему шести богов и шести богинь, которая была общепринятою и в колониях греков, как в самой Греции (II, 41). Эти двенадцать божеств образовали совет, и потому у римлян, заимствовавших такое представление о них от этрусков, назывались consentes «созаседающие»; они правили ходом дел во вселенной, и каждое из них заведовало человеческими делами в один из двенадцати месяцев года. Но они были низшие божества; выше их были другие божества, таинственные силы судьбы, «покровенные боги», неизвестные ни по именам, ни по числу, жившие в сокровеннейшей области неба и группировавшиеся около Юпитера, царя богов и правителя вселенной, вопрошавшего их; деятельность их проявлялась человеческому духу только при великих катастрофах.

Кроме этих «покровенных» и низших божеств, которые были самостоятельными личными существами, выделившимися из бесконечной божественной силы, этруски, другие италийские народы и впоследствии римляне, подобно грекам, имели неисчислимое множество духов, деятельность которых, неопределенная по своему размеру, поддерживала жизнь природы и людей. Это были духи покровители родов, общин, местностей; для семейства, города, округа, находившихся под покровительством известных духов, служение им имело величайшую важность. У этрусков, характер которых был мрачный, склонный к мучительным мыслям, деятельность этих духов, и в особенности страшная сторона её, имела очень широкий размер. Этрусская религия, равно далекая от ясного рационализма римской и от светлого, гуманного пластицизма греческой, была, подобно характеру народа, мрачна и фантастична; в ней важную роль играли символические числа; в её догматах и обрядах было много жестокости. Этруски нередко приносили рабов и военнопленных в жертву разгневанным богам; этрусское царство мертвых, где скитались души умерших (manes, как называли их римляне) и владычествовали немые божества, Мантус и Мания, было миром ужаса и страдания; в нем мучили умерших свирепые существа, имевшие вид женщин, называемый у римлян фуриями; туда, на страдания от битья палками и укушения змей, отводил души Харун, крылатый старик с большим молотком. Этруски были очень расположены к таинственным учениям и обрядам; у них сильно развились и от них перешли к римлянам государственные гадания (divinatio, как называлось это искусство у римлян): гадания по полету птиц (авгурии), по блеску молнии (фульгурии), по внутренностям жертвенных животных (гаруспиции); искусство гадания, основанное на суеверии и обмане, приобрело такое уважение у римлян и вообще у италийцев, что они не предпринимали никакого важного государственного дела, не вопросив богов посредством авгурий или гаруспиций; при неблагоприятных знамениях были совершаемы обряды примирения с богами; необыкновенные явления природы (prodigia), счастливые или несчастливые предзнаменования (omina) имели влияние на всякие решения. Эта особенность италийцев происходила от глубокой веры их в судьбу. Верование в оракулы, в предзнаменования, которыми боги дают, советы и предостережения, было в италийской народной религии в потом в официальной религии Рима так сильно, как ни в какой другой, и служение божествам судьбы, Фортуне и Року (Fatum) не было нигде так распространено, как в Италии.

Реконструкция этрусского некрополя

Реконструкция этрусского некрополя

 

 

Авгуры и ауспиции

Авгуриями назывались гадания о будущем, о воле богов по полету или крику некоторых птиц и в особенности орлов. Авгур («птицегадатель») становился на открытом месте (templum), с которого было видно все небо, делил кривым жезлом, (lituus) небо на части; полет птиц с одних частей предвещал счастье, с других – несчастие. Другой способ узнавать по действиям птиц, удачно ли будет задуманное дело, состоял в том, что давали корм священным курам и смотрели, едят ли они; правила этого гадания должны были в Риме знать не только жрецы, но и все патриции, желавшие занимать правительственные должности. Фульгураторы наблюдали появление молнии (fulgur), посредством которой боги тоже возвещали свою волю; если молния была неблагоприятная, то совершались обряды, смягчавшие гнев богов; – этруски считали молнию самым достоверным из всех небесных знамений. Место, на которое упала молния, было освящаемо; на нем приносили в жертву ягненка, делали на нем покрышку в форме покрытого сруба колодезя и обводили его стеной. Чаще всего совершались гадания посредством гаруспиций; они состояли в том, что производивший их гадатель, гаруспик, рассматривал сердце, печень, другие внутренние части, жертвенных животных; правила этих гаданий были очень подробно разработаны этрусками. Искусству гаданий – ауспиций, как называли их римляне, научил этрусков Тагес, карлик с лицом ребенка и седыми волосами, вышедший из‑под земли близ Тарквиний на вспаханном поле; преподав лукумонам науку гадания, он тотчас же умер. Тагесовы книги, содержания в себе учение о молнии, о гаданиях, о правилах, которые должно соблюдать при основании городов, о землемерии, были источником всех этрусских и римских руководств к искусству гадания. У этрусков была школы, в которых учили искусству ауспиций лукумоны, хорошо знавшие эту науку.

 

Божества италийцев

Дольше, чем у этрусков, сохранилась чистою от иноземных влияний религия у других италийских народов. Латины и сабиняне первоначально полагали, что не должно изображать богов в человеческом виде. Их божества были абстрактные существа, не имевшие ни определенных форм, ни мифов; потому их представления о разных богах часто перепутывались. Потом из Кум, из Тарента, из других греческих колоний стали распространяться между италийскими туземцами греческие понятия; когда латины и сабеллы ознакомились с греческими мифами и пластикой, их боги приобрели более реальный характер, их представления о разных божествах стали определеннее различаться одно от другого. У каждого народа были свои особые боги и богослужебные обряды; но основные религиозные понятия и главные божества были одинаковы у всех; таким образом одноплеменность латинов и сабелльских народов, очевидная по близкому родству их языков, проявляется и в их религии. Как в Греции, при всей самостоятельности религиозного развития в разных областях её, высшие божества, – Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида и некоторые другие были чтимы всеми племенами, так и в Италии были божества, общие всем племенам латино‑сабелльского происхождения. Таковы были, по перечислению Преллера, Юпитер, Юнона и Минерва, высшие божества неба; бог лесов, весны и войны Марс, свиту которого составляли фавны, сильваны и богини, имевшие подобный им характер; у всех этих народов были одинаковые божества воды, огня, солнца, луны, плодородия земли; все они чтили души умерших; у всех было множество местных гениев, – были богини плодородия, богини судьбы, от которых посредством чародейственных обрядов или в пророческом экстазе получались предвещания.

У всех италийцев различались два класса божественных существ: собственно «боги» divi или dii, личные существа, и «духи», genii, божественные силы, который получают личное существование только отождествляясь с людьми, народами, городами, местностями или с какими-нибудь разрядами человеческой деятельности. Боги были двух разрядов: небесные и земные. Небесные боги святы, доброжелательны, живут в сияющей области света, выше всего земного, владычествуют над землею и помогают людям. К числу их принадлежать и божества огня: животворящий и создающий Вулкан, богиня домашнего очага Веста. – Земные боги делятся на два разряда; одни живут на поверхности земли: в лесах, на горах, на полях, на прохладных влажных лугах, в реках, ручьях, в родниках; другие живут в недрах земли, это боги таинственные, их силою возрастают посевы на нивах, в их царстве живут души умерших. – Море, играющее такую важную роль в греческой мифологии, было областью чуждою италийским племенам, занимавшимся лишь земледелием и пастушеством. Бог моря, Нептун, у них позднее заимствование от греков; это Посейдон, принятый ими в число италийских богов. – Обряды служения богам разных разрядов были различны. Служение подземным богам имело характер мрачный, боязливый; обряды служения небесным богам были светлые, радостные; а праздники добрых к людям богов полей, рек, ручьев, лесов, жатвы, сбора винограда были соединены с грубыми простонародными веселостями; тут происходила «сытая пляска», satura, маскарадная пляска наевшихся и напившихся людей, наряженных в овечьи и в козлиные шкуры.

 

Духи

Личные боги италийцев были абстрактными существами, представления о которых не имели определительности; еще неопределеннее представления италийцев о духах, занимавших важное место в их религии. Духи, «гении», живут повсюду в природе, вся человеческая жизнь от рождения до смерти идет под их влиянием; они участвуют во всех общественных и частных делах; эти животворящие и хранительные силы имеют такую тесную связь с явлениями, происходящими при их участии, что собственно лишь эта деятельность и придает им личное существование; они личные существа только потому, что они духи‑хранители людей, домов, фамилий, городов, народов, возникающих под их животворною силою, живущих под их невидимым управлением. Италийцы чтили во всех явлениях и существах духовный общий элемент, говорит Моммзен; с каждым предметом или существом – человеком ли, деревом ли, государством ли, домашнею ли кладовою (в которой живут пенаты) соединен дух, который возникает и умирает вместе с этим предметом или существом, духовный двойник материального предмета, идеальное воспроизведение действительной человеческой жизни в области духовного существования. Государство и род, каждое явление природы, каждая деятельность души, каждый человек, каждый предмет, каждая местность, даже каждый акт юридической жизни – все имеет в себе божественный элемент, все одушевлено божественною жизнью, и как мир действительности – область возникновения и исчезновения, так возникают и исчезают существа божественного мира. Дух покровитель, правящий каким‑нибудь действием человека, живет лишь пока длится это действие; дух, хранитель человека, живет и умирает вместе с ним. Духи имеют вечное существование только в том смысле, что постоянно повторяются одинаковые действия, рождаются люди, подобные прежним, потому постоянно рождаются и духи, одинаковые с прежними. Основная мысль италийского верования в духов, мысль, что всякое живое существо оживотворено особым духом, – применяется даже к богам: как у всякого человека, так и у всякого божества есть особый дух, составляющий как будто проявление этого божества в данном месте, служащий олицетворением его в обрядах поклонения ему.

Духи, животворящие людей и хранящие их, назывались у римлян гениями. По италийскому верованию, каждый человек имеет своего гения, который находится при нем во всю жизнь от самого рождения до самой смерти, как невидимый друг и советник, постоянно склоняющий его к доброму, помогающий ему, сострадающий его горестям. Лары и пенаты были духи‑покровители рода и дома, всяких зданий – площадей, улиц, дорог; вообще это были души предков. В атриуме, семейном зале, где муж принимал гостей, а жена, окруженная служанками, пряла, где и обедала вся семья, было над семейным очагом, под закопченным потолком, священное место, на котором стояли лар и пенаты дома, маленькие деревянные статуи простой работы. С этими семейными божествами были соединены все дорогие семейные воспоминания; с ними советовались обо всех важных делах; они принимали участие во всех семейных событиях; в честь их совершали обряды при рождении детей, при свадьбе, при смерти кого‑нибудь в семействе, при отъезде и при возвращении домохозяина и проч., им приносили дары, их благодарили за все хорошее в жизни семейства. – Противоположностью ларам, доброжелательным духам умерших добрых предков, были ларвы и лемуры, вредившие людям духи злых умерших. Местные духи покровители города, области, племени назывались семонами и индигетами; это были божества земли; отношение италийцев к ним несколько напоминает греческое почитание героев‑покровителей. – Были духи нолей и лесов, фавны и сильваны. – С ларами и пенатами имели родство manes; это были духи усопших, жившие в недрах земли на том месте, где были положены их тела; родственники угощали их пищею и питьем.

Таким образом и у италийцев, как у греков, вселенная была наполнена божественными существами; но италийские божества не имели отчетливых личных очертаний. Долго италийцы не хотели давать человеческого вида богам, еще дольше – гениям. Но и не имея определенных образов, божественные силы могущественно правили жизнью италийцев.

 

Староиталийский культ

В древнейшие времена италийцы служили своим богам под открытым небом, не имея ни храмов, ни статуй. Некогда они приносили человеческие жертвы, но рано заменили их символическими обрядами; по легенде, эту замену у римлян ввел Нума Помпилий. Богам неба италийцы молились на высотах гор, в священных рощах, у источников, под священными деревьями. Как и другие народы давней старины, они были расположены чувствовать присутствие божества в такой обстановке. Еще и римляне воздавали религиозное почтение священным деревьям, – особенно дубам и смоковницам, – священным рощам, – священным животным: волку, лошади, змеям, многим птицам; по полету птиц, они узнавали волю богов. Во времена Нумы Помпилия у сабинян и латинов были еще только священные места с жертвенниками, сложенными из дерна, и с простыми молитвенными залами, в которых находились атрибуты или символы богов и деревянные столы, на которых лежали дары, принесенные богам. Храмы стали строить италийцы только, когда ознакомились с греками и несколько цивилизовались. Но и раньше того они очень строго требовали чистоты от молящихся, приносящих жертву, в особенности от жрецов, надзирателей и служителей священных мест, очень заботились о чистоте жертвенных животных. Омовения, окропления, окуривания и другие обряды очищения (Lustratio) составляли важную часть богослужения у италийцев в давнюю старину, получили еще больше значения у римлян. С самой заботливой осторожностью старались римляне, при совершении священных обрядов, избегать всякого осквернения, всякого отступления от правил; малейшая ошибка требовала особых очищений и повторения обряда с самого начала.

 

Боги и богослужение сабинян

На священных местах – на горе Соракте, в городе Куресе, в других местностях – копьеносные сабиняне служили силе света и огня, проявляющейся на звездной тверди небесной (Dium) – в солнце (Sol), луне (Luna) и в действиях бога ночной грозы, Юпитера Суммана, а на земле в деятельности бога огня, Вулкана. Сабинская горная страна повсюду выказывала следы могущества подземного огня; на горе Соракте, поднятой вулканическими силами, сабиняне наивными праздниками чтили таинственного бога света и огня, и святые служители его, называвшиеся соранскими волками, босые пробегали через огонь. Кроме того, сабиняне служили своим племенным божествам: богу света и прорицаний Семону Санку, отцу Саба, предка сабинского народа; богине цветов Феронии, – покровительнице сабинского государственного союза; при святилище её близ Анксура происходили собрания сабинского народа; там и в другом её святилище у подошвы Соракте собирались сабиняне весною на праздник покровительницы своей страны, приносили ей цветы и первые плоды нив, приводили туда освобождаемых рабов и надевали на голову им шапку, знак свободного человека. Но в особенности усердно служили сабиняне Марсу, богу войны и оплодотворения, и богу копья, Квирину, представление о котором было близко к представлению о Марсе. – Значение Марса, одинаково чтимого и латинами, и умбрами, и сабелльскими племенами, было гораздо шире, чем круг деятельности греческого Ареса, бывшего исключительно богом битв. Марс был и богом государственной жизни; под его покровительством воинственные племена гор средней Италии шли селиться в новых местах, основывали новые государства. Бог оплодотворения природы, оживляющий весной леса и поля, с тем вместе бог военной отваги. Марс был истинным представителем главных интересов воинственных, земледельческих и пастушеских племен средней Италии. Его священные животные, волк, дятел, рабочий вол и боевой конь имеют важное значение в истории переселений и в религии сабелльских племен. Под его покровительством шли сабинские юноши, посланные по обету священной весны (стр. 14) искать себе нового поселения; последние эмигранты этого долгого ряда переселений, мамертинцы, взяли себе название, произведенное от имени Марса (Mamers, Мамерт). Покровитель всего сабинского быта. Марс был и богом брака, семейного союза; потому он был мужем богини любви и войны, Нерионы (называвшейся у римлян Virtus, «Доблесть»).

 

Служение Марсу в Риме

Первоначально чтили Марса под символами щита и копья, важнейшего оборонительного и важнейшего наступательного оружия. Потому в Регии, священном здании у подошвы Палатинского холма, считавшемся, по преданию, дворцом Нумы Помпилия, стояли два копья; двенадцать священных щитов (ancilia), один из которых упал с неба, считались палладиумом Рима, залогом милости богов, и находились под охраной коллегии салийских жрецов (salii), избираемых из самых знатных фамилий. В иды месяца марта, то есть около времени первого весеннего полнолуния, римляне в священной роще за городскими воротами совершали в честь Марса праздник, называвшийся Anna Perenna: народ группами садился на траву и пировал, – одни группы под открытым небом, другие под шатрами, шалашами. Одним из обрядов служения Марсу был военный пляс или скач; потому и жрецы, хранившие щиты Марса, назывались салиями, от слова salire, значившего «скакать». По древнему обычаю, они на мартовский праздник Марса ходили вокруг города, исполняя военный пляс с песнями, в которых сохранились воспоминания о старине. Марс был главным после Юпитера Капитолийского государственным и национальным богом. Рима. Когда войско выступало в поход, военачальник шел в Регию, ударял в священные щиты и в копье Марса и призывал помощь его. В честь Марса римляне совершали весной и осенью много праздников, с жертвоприношениями, процессиями, священными плясками вокруг жертвенников и с разными старинными обрядами.

Боги Рима - Марс

Бог Марс, римская статуя I в. по Р. Х.

Автор фото – Andrea Puggioni

 

 

Боги латинов

Марс был один из главных богов и у латинов; но этот народ, у которого преобладающее значение имели земледельческие интересы, чтил в нем не столько бога войны, сколько бога природы. Дятел, picus, священная птица Марса, получил у латинов значение духа; этот дух Пик, живущий подобно птице дятлу, в лесу, стал божеством прорицания. По легендам города Лаврента, Пик является укротителем коней, охотником и земледельцем. – Пик был сын Сатурна, и отец Фавна; все трое они были боги земледелия и полевых плодов; такое же значение имел и Пилумн или Пикумн. Сатурн – исполненный жизненных сил, «насыщенный» ими бог земли, и в частности бог посева, был мужем Опы (Ops, «изобилие плодов»); эта богиня, бывшая олицетворением плодородной земли, награждала труд человека изобилием благ земных. Обыкновенный атрибут Сатурна, серп или винограднический нож, показывал, что он научил италийцев земледелию, садоводству, разведению виноградников и покровительствует этим занятиям. Когда италийцы ознакомились с греческими богами, то им показалось, что старик Сатурн и его добрая жена Опа похожи на Крона и Рею; из этого возник миф, что Сатурн или Крон, лишенный владычества Юпитером или Зевсом, приехал, после долгих странствований по морю, в Лациум, к царю Янусу, научил латинский народ земледелию и другим благим искусствам, и что, благодаря этому, в Лациуме настал золотой век, мысли о котором держались особенно у людей трудящегося класса и порабощенного сословия. Золотой век был периодом изобилия всех благ, и все наслаждались ими, потому что все оставалось еще в общем владении; не было тогда никаких ссор, была полная свобода, все люди были равны, не было ни рабства, ни подвластности каким‑либо хозяевам. Сын или близкий родственника, Пика, Фавн, был одним из древнейших любимейших богов италийцев. Добрый дух гор, пастбищ, он давал прорицания, оплодотворял поля, давал приплод скоту, детей людям, был установителем добрых и богобоязненных нравов; он был царем италийцев, и многие из древних родов происходили от него. Пастухи чтили его под названием Луперка («отгонятеля волков»); в Риме у подошвы Палатинского холма было старинное святилище Луперка, при котором совершался простонародный праздник Луперкалий. Верование в Фавна и его многочисленных детей, которые назывались тоже фавнами, было так живо, что поселяне окрестностей Рима часто видели этих добрых полевых духов.

Бог Сатурн

Римская религия. Бог Сатурн

 

Фавн имел много качеств. Иногда воображали его, как Сильвана, духом лесов, живущим в пещерах и у журчащих источников; он пугал людей криком, слышавшимся из леса; пугал и спящих людей; он был бог прорицания, и голосом из леса или из пещеры открывал будущее спрашивавшим его; он был и богом оплодотворения; Фавна, его жена, была тоже доброю богинею рождения; кроме всего этого, он был древнейший царь италийцев, научил их житейским искусствам и добрым нравам, за это они стали чтить его память, сделали его богом‑покровителем страны; в честь его совершались под открытым небом, в пещерах, в рощах, у священных деревьев веселые праздники с песнями.

Служение Фавну и доброму духу лесов Сильвану охватывало все интересы старинного быта латинов; эти боги были олицетворениями основания древнейших поселений в горах и в лесах, расчищаемых секирами колонистов, были олицетворением старины, когда люди жили жизнью природы.

 

Янус

Кроме Марса, Сатурна и Фавна, был еще один очень важный бог, Янус. Первоначально он был бог света и солнца, и назывался Диан, Dianus (бог света); его жена, Яна или Диана, первоначально была богинею луны; потом ее чтили на покрытом лесами Альгиде и в роще близ Ариции, как богиню охоты. Впоследствии Янус стал богом смены времен года, богом начала всякого дела и конца его, богом всяких пределов, границ. Как бог солнца, он был привратником неба; утром он растворял ворота небесного света, вечером запирал их; потому он стал и на земле богом всех порогов, ворот, дверей (двери и были названы по его имени januae), стал богом дорог, богом всех дел, происходящих по дорогам, богом житейской деятельности. Когда италийцы начали делать статуи богов, они дали изображению Януса два лица, – это означало, что он страж ворот востока и ворот запада неба; изображали его иногда и с четырьмя лицами, как бога четырех времен года. Бог начала отделов года, он был и богом начала месяцев: первые числа месяцев были посвящены ему; в эти праздники начала месяца приносили ему жертвы на двенадцати жертвенниках. Как бог начала дня, он назывался Janus Matutinus, «Утренний Янус». Впоследствии времени, когда привыкли начинать год с января, стали полагать, что этот месяц был посвящен Янусу, как богу начала года; это ошибка: в старину римский год начинался с марта. – Янус был и богом начала рек, истоков их.

Римская религия. Бог Янус

Римская религия. Бог Янус

 

Храм Януса, стоявший при входе на Форум и имевший форму ворот, оставался отворен во время войны, – то есть пока не возвратились все войска, ушедшие из города. – Подобно Сатурну, Янус был древний царь, представитель счастливого времени, когда боги непрерывно жили между людьми. В царствование Януса люди были невинны и не знали никаких бед и тревог; от жертвенников постоянно восходил дым жертвоприношений; люди не опасались тогда друг друга; потому Янусу были посвящены все входы домов, чтоб он давал им безопасность; он научил людей приносить жертвы и молитвы; потому при начале каждого жертвоприношения делали воззвание к нему. – Когда он был царем, то жил на Яникуле.

 

Веста в римской религии. Весталки

Подобно Янусу и Сатурну очень важное место в италийской религии занимала Веста, богиня горящего на домашнем очаге огня и оседлого быта. В противоположность Фавну и богам охотнической и пастушеской жизни под шалашом без прочного очага, Веста была богиня домашней благоустроенной жизни, имевшей своим центром очаг атриума, общего семейного зала, вокруг которого были расположены другие комнаты. В атриуме очаг с огнем Весты и изображениями Лара и пенатов образовал семейное святилище, у которого ежедневно совершалось семейное моление и особое моление при каждом важном событии; с очагом были соединены все дорогие семейству воспоминания. Как в маленькой домашней общине земледельца, жившего отдельною сельской усадьбою, очаг с доброжелательными богами семейства был священнейшим местом, к которому семейство было привязано всеми добрыми чувствами души, так в городе, в государстве, развившемся из патриархальных семейных общин, священным центром гражданского общества был храм Весты с очагом, на котором горел неугасаемый огонь, и с пенатами города или государства. При всяком богослужении было воздаваемо почитание Весте, богине жертвенного огня; как в начале моления взывали к Янусу, так в конце взывали к ней.

Боги Рима - Веста

Римская религия. Богиня Веста

 

В Риме храм Весты, окруженный рощею, стоял у подошвы Палатинского холма, с той стороны его, которая была обращена к Форуму и «Священной Дороге». Он был круглое здание очень старинной постройки. Подле него находилась Регия, в которой жили весталки, девственные хранительницы вечного огня, и начальник их, верховный первосвященник, pontifex maximus. Весталки поступали на свою священную службу в детстве, обязаны были оставаться на ней тридцать лет; после того, обыкновенно продолжали ее добровольно. Они жили в строжайшем целомудрии. Кроме присмотра за неугасаемым горением огня на жертвеннике, они поддерживали чистоту в храме и каждый день омывали священные сосуды свежею родниковою водою. Их выбирал верховный первосвященник из числа девочек самых знатных фамилий. За строгое воздержание свое они находили вознаграждение в высокой почетности своего сана. Они были «дочери римского народа». Когда встречался весталке преступник, осужденный на смерть, он освобождался от казни. Но за свои проступки они подвергались строжайшим наказаниям. Та весталка, по небрежности которой угас вечный огонь, была наказываема жестоким сечением. А если весталка нарушала целомудрие, то ее живую хоронили в подземном склепе. Обольстителя секли до смерти на площади народных собраний. – Угасание огня на жертвеннике. Весты было предзнаменованием великого бедствия государству. Огонь возобновляли, извлекая его из природы, – это должен был быть новый, чистый огонь; его нельзя было зажигать от какого‑нибудь огня, служившего для житейских дел. – Римский праздник Весты был в июне. Матроны шли тогда босыми ногами в храм Весты, неся в простых блюдах приношение пищи на жертвенник её. Это был самый главный из всех праздников для мельников и хлебопеков; мельники украшали тогда венками своих ослов. В этот день праздновалось и воспоминание о той старине, когда в каждом доме пекли хлеб на своем очаге, а не покупали его у торговцев.

 

Фортуна, Флора, Венера

Важное место в религии латинов занимала и Фортуна, богиня судьбы, волю которой узнавали посредством бросания жребиев. Знаменитые древние святилища её были в Пренесте и в Анции. Ее называли «первородною», Primigenia. Высочайшие божества неба и земли, Юпитер и Юнона, были дети её, и она держала их на своем материнском лоне. Праздник её в Риме впоследствии времени совершался 24 июня; это был по преимуществу праздник простолюдинов, бедных людей, просивших богиню о том, чтоб их дела улучшились. Как у сабинян покровительницею племенного союза была Ферония, богиня весны, так и покровительницею земледельческого латинского народа была милая богиня весны и цветов, Ферентина; собрания латинского союза происходили в её священной роще, у её источника, в прекрасной долине близ Альбалонги. Она была одним из многочисленных божеств растительной жизни, имевших для пастушеских и земледельческих племен Италии наибольшую важность после небесных богов. Под их покровительством находились посев, расцветание, урожаи; они охраняли землю общин, управляли ходом времен года. Кроме тех, о которых мы уж говорили, такими божествами были: Флора, богиня цветов, веселой юности, радостей жизни; в честь её совершался в Риме около поры цветения хлебов веселый народный праздник, на котором много шутили и дурачились; Палеса была богинею пастухов Палатинского холма; римские поселяне совершали в честь её 21 апреля праздник, Палилий, на котором просили ее благословить плодородием их стада и прыгали через очистительное жертвенное пламя; Венера первоначально была богинею весны, весеннего оживления растительности, и в честь её совершались сельские праздники земледельческого быта; впоследствии, при знакомстве с греческою мифологией, италийцы отожествили ее с Афродитою, и она сделалась богинею любви; тогда в Кампании, где нравы были сладострастны, и в Риме служение получило характер, соответственный новому её значению. Теллура (Tellus) была олицетворением материнского лона земли, воспринимающей посев и возвращающей его людям золотою жатвою нищи; – Консус был бог посева и брака, в честь которого происходил 21 августа праздник консуалий перед жертвенником, сложенным из земли. Богиня Дия, Dea Dia, была покровительницею земледельческого округа города Рима, жрецы которой, Fratres Arvales («Полевые братья») совершали в мае, при начале созревания хлебов, знаменитый праздник благодарения богине и освящения жатвы; они пели старинные песни, в которых испрашивали изобилия, безопасности, мира нивам.

 

Служение божествам умерших в римской религии

Все эти божества земли, земледелия, растительности были сходны по своему значению, и представления о них часто сливались; праздники их имели старинные формы. Но земля, воспринимающая семена посева, принимает в свои недра и умерших; потому божества земледелия имели близкую связь с божествами царства умерших, страшными божествами, гнев которых римляне отвращали от себя и направляли на врагов праздниками очищения, тяжелыми обетами покаяния; бывали даже случаи, что римлянин обрекал себя на смерть для примирения государства с этими подземными божествами. Богини подземного царства все были только особыми олицетворениями представления о «благой матери земле», Теллуре; мы уж упоминали об одной из этих богинь, Мании; мы говорили, что в древнейшие времена приносили в жертву ей людей, вместо которых вешали потом у дверей дома кукол и чучела; другие таинственные богини подземного царства назывались Фуринами. К этим туземным представлениям рано стали примешиваться греческие; италийцы заимствовали их главным образом из Кум, где, рядом с культом светлого бога Аполлона и пророчиц его, сивилл, было сильно развито служение подземным божествам.

Характер окрестностей Кум таков, что поэты помещали тут вход в подземное царство: на севере от Кум лежит Ахерузское озеро, а на юге окруженное лесом и скалами озеро Аверн (Аорн); между ними множество страшных ущелий, множество пещер, перепутывающихся своими разветвлениями; озера лежат в мрачных провалах скал; из‑под земли рвутся горячие родники, удушливые испарения; утесы приморья изломаны фантастическими углублениями и выступами; море шумно бьется о них; повсюду видны следы разрушительных переворотов, видны кратеры угасших вулканов; вообще местность имеет ужасающий характер. Греки находили здесь те места, ужасы которых описываются в Одиссее. Они говорили, что Одиссей сошел в подъемное царство у Ахерузского озера; небольшие скалистые острова у Мизенского мыса считали они островами Сирен; один из мысов того берега называли они Цирцеиным (Kirkeion, Circejum). – Кумы были центром служения Аполлону, как богу прорицания, органами которого были сивиллы; оттуда вера в сивилл распространилась по Лациуму перешла в Рим; вероятно, из Кум перешла в Лациум и легенда о переселении Энея в Италию: первобытным отечеством сивилл были ущелья горы Иды, в которых, как говорит предание, удержались по взятии Трои остатки тевкров (II, 97).

 

Общеиталийские боги

Мы перечислили племенные божества разных италийских народов; но религии этих народов находились в тесной связи между собою; в Риме они слились; но и раньше того, многие божества и обряды служения им были общими для всех или почти всех племен Средней Италии. По одинаковости своего происхождения, образа жизни, степени умственного развития, по соседским сношениям между собою, племена Средней Италии имели очень много общих понятий и обычаев; потому много общего было и в их религиозных верованиях и обрядах. Даже этруски, народ иной национальности и культуры, имели в своей религии элементы, одинаковые с италийскими религиозными понятиями.

 

Юпитер

В особенности служение Юпитеру, благому отцу, небесному богу, было общим у народов Италии, как почитание Зевса Олимпийского у греков. Все италийские народы молились отцу света, верховному богу, живущему на небе и правящему всем на небе и земле, ниспосылающему с неба свет солнца и дождь, дающему возрастание нивам и виноградной лозе, проявляющему свое могущество в молнии и громе, в тучах грозы, источнику справедливости, хранителю общественного благоустройства и договоров, любящему правду и верность обещаниям, покровителю послов и гостей; он давал победу (Jupiter Stator), потому доспехи убитых вражеских военачальников были приносимы в дар ему (Jovi Feretrio), как «богатейшая добыча» (spolia opima), и победоносный римский полководец, возвращаясь в Рим, направлялся торжественною процессиею в Капитолий, прославлять его за победу; он был бог, слышавший молитву благочестивых и ниспосылавший помощь им.

Римская религия - Юпитер

Римская религия. Бог Юпитер, статуя I в. по Р. Х.

Автор фото – Andrew Bossi

 

Юпитеру, как покровителю латинского союза (Jupiter Latiaris), совершалось служение на Альбанской горе. Святилищем его в Риме был капитолийский храм; там ежегодно, в сентябрьские иды, высший сановник Рима вбивал в перекладину гвоздь для счета годов и для обозначения неколебимости воли небесного покровителя Рима. Он был царь Рима, «Всеблагий, величайший», Jupiter Optimus Maximus. В честь его совершался государственный праздник Рима, Ludi Romani, «Римские игры». Эти состязания в беге колесниц, в скачке верхом, в маневрах пеших бойцов, происходившие в цирке, имели военный характер. Триумфы возвращавшихся в Рим победоносных военачальников были процессиями приношения благодарности Юпитеру. Жрец его, flamen dialis, был выше всех других римских жрецов. Как всевидящий бог дневного света, Юпитер назывался Diespiter; под этим именем был он призываем в свидетельство фециалами, военными вестниками, когда они, взяв лук травы в руку, требовали удовлетворения, объявляли войну или заключали мир. Как бог солнца, он назывался у латинов и сабинян Vejovis; в этом своем качестве, он бывал и гневным богом, посылал повальные болезни. У римлян он был защитником гонимых; святилище его между двумя вершинами капитолийского холма, служило священным убежищем, азилем.

 

Юнона

Женою Юпитера была Юнона, богиня небесного света и вообще природы. Служение ей было особенно развито у этрусков; но ее чтили и другие народы Италии. Рождение дневного света из мрака ночи было в религиях древнего мира символом рождения человека; потому и в Италии богиня света была также богинею рождения; в этом своем значении Юнона у римлян называлась Луциною. – Диана, богиня луны и охоты, была чтима в Ариции тоже, как богиня рождения, и женщины обращались к ней с молитвою о том, чтоб она дала им детей.

Римская религия - Юнона

Римская религия. Богиня Юнона

Автор фото – shakko

 

Римские матроны (матери семейств) совершали в мартовские календы праздник в честь Юноны, называвшийся матроналиями. В нем участвовали только женщины безукоризненной репутации. Он имел семейный характер. – Как у каждого мужчины был дух покровитель, называвшийся гением, так и у каждой женщины была покровительница, называвшаяся Юноною. – В латинском городе Ланувии было служение Юноне хранительнице жизни рожениц и новорожденных (Juno Sospita), богине родов и кормления младенцев. В Тибуре и в Фалериях совершались праздники в честь Юноны Квириты (Curitis или Quiritis), копьеносной Юноне, покровительнице женщин, дающей детей матерям, новых воинов государству. У этрусков Юнона была богинею городских укреплений, царицею цитаделей, защитницею городов.

 

Элементы, соединившиеся в римской религии

Религии разных италийских народов, их божества, обряды и иерархические учреждения слились в Риме. Латины, поселившиеся на Палатинском холме, поклонялись своим божествам земледельческого пастушеского быта, Фавну Луперку и Фавне, – пастушеской богине Палесе, царю золотого века Сатурну, благой матери‑земле, жене Сатурна, Опе, покровительнице римских полей Дее Дии, богине домашнего очага Весте; когда с палатинским поселением соединилось бывшее на Квиринале поселение сабинян, соединенная община стала служить и небесным богам: громовержцу, подателю победы Юпитеру, богу солнца и всякого начала Янусу, богу войны и смерти Марсу, его товарищу Квирину, и богу верности, светлых дел правды Дию Фидию.

 

Римская религия во времена царей

Чтоб укрепить это соединение латинских и сабинских божеств и дать каждому римскому государству прочные религиозные учреждения, возвышенные законы веры и нравственности, царь Нума, как говорит предание, учредил жреческие коллегии, установил правила богослужения, жертвоприношений, очищений, молитв и призываний богов (indigitamenta); обряды, введенные им, охватывали всю жизнь римских граждан, приучали их помнить о невидимом присутствии божества при всех делах жизни, о необходимости божественной помощи при всяком предприятии; он сделал служение Весте священным центром домашней и общественной жизни, дал римскому государству тот строго религиозный характер, который сохраняло оно много веков, поставил основаниями государственной жизни обряды, совершаемые жрецами, гадания о воле богов, точное соблюдение богослужебных форм. «Государство находилось в постоянных сношениях с богами», говорит Рубино: «все общественные дела производились по божественной воле; связь государства с таинственными высшими силами поддерживалась непрерывно; надобно было вопрошать богов при каждом шаге, чтоб они продолжали покровительствовать государству; Риму было необходимо с самою боязливою заботливостью соблюдать условия, на которых боги давали ему свою помощь; это был как будто договор между Римом и богами, и нарушить его правила было бы гибельно Риму». – Когда государство постигали бедствия, и нужно было ободрить народ, был совершаем праздник угощения богов, lectisternium, старинный италийский обряд: жрецы клали изображения божеств на мягкие обеденные постели, подле которых ставили столы с кушаньем; боги делались гостями римского народа, примирялись с ним и оказывали ему помощь. – При первых четырех царях Рим имел характер патриархального государства; Тарквинии ввели в староиталийский быт Рима элементы высшей культуры, заимствованные у этрусков и греков; этим было подготовлено будущее величие римского государства.

В новом государственном храме, построенном на Капитолийском холме, стало совершаться служение Юпитеру, Юноне и Минерве; эти божества, бывшие олицетворениями верховного могущества, добродетелей женщины и разума, стали высшими божествами римской религии. Приобретение книг сивиллы Кумской и учреждение коллегии жрецов для хранения этих книг было важным шагом к преобразованию римских верований в духе греческой религии; представление о сивиллах принадлежало культу Аполлона. Введение греческих и этрусских веровании и обрядов имело непосредственным результатом то, что римское богослужение сделалось великолепным; римляне стали украшать храмы изображениями богов; число жрецов и гадателей было увеличено; праздники получили блестящий характер, на них были введены процессии, игры, музыка. – При Тарквиниях приобрели широкое развитие жреческие учреждения, основанные, по преданию, Нумою. Кроме жрецов, исполнявших богослужение, у римлян были коллегии сановников, имевших своею обязанностью надзор за отправлением богослужения, это были не собственно жрецы, а правители и судьи по религиозным делам. Важнейшим из этих учреждений была коллегия понтификов (понтифексов – первосвященников), состоявшая сначала из четырех, потом из восьми членов и председателя, который назывался Pontifex Maximus. Понтифики были первыми духовными сановниками римского государства. Они одни знали все правила богослужебных обрядов; при тесной зависимости форм законодательства и правительственных действий от религиозных обрядов, коллегия понтификов имела большое влияние на государственные дела. Как у всех народов древнего мира, счет времени велся у римлян под преобладанием надобности определять дни, когда должны быть совершаемы религиозные праздники; потому на обязанности понтификов лежало установлять годичный календарь, объявлять о днях новолуний и полнолуний, назначать дни праздников, определять, в какие дни могут, в какие не могут быть производимы судебные заседания. Коллегия понтификов вела летопись событий, которая долго оставалась единственною летописью Рима; решения понтификов положили начало и развитию римской юриспруденции. – Гораздо теснее был круга деятельности коллегии авгуров, состоявшей первоначально из четырех членов, потом из девяти (со времени Суллы из пятнадцати). Авгуры совершали ауспиции, гадания собственно римские. Этрусские гадания по внутренностям жертвенных животных, называвшиеся гаруспициями, вошли в употребление у римлян очень давно, но коллегия гаруспиков была учреждена только уже в поздние времена. Охранением священных законов международного нрава заведовала коллегия фециалов. Служением Марсу управляла коллегия двенадцати жрецов салиев (salii, «скачущие», т. е. плясуны). Арвальские братья (Fratres Arvales, «полевые» земледельческие «братья») с многочисленными помощниками совершали служение Дее Дии (Dea Dia), богине нив земли города Рима. Храм этой богини, тожественной по своему значению с Теллурою, Церерою, Опою, Флорою, стоял в священной роще на правом берегу Тибра. Главный праздник её был в мае. До нас дошли довольно многие из молитв, которыми арвальские братья просили Дею Дию дать хороший урожай посеву, дошли отрывки из деловых актов их коллегии, в которых находятся списки праздников их богослужения, правила их обрядов, заметки о чудесах. – Жреческие коллегии сами избирали новых членов на вакантные места (пополнялись кооптациею). В других культах управление делами было поручено не коллегии жрецов, а главному жрецу. Из этих жрецов самыми важными по свому сану были фламины («Возжигатели»), из них особенно важны были три великие фламина (flamines majores): главный жрец Юпитера (flamen Dialis), главный жрец Марса (flamen Martialis) и главный жрец Квирина (flamen Quirinalis); а из этих трех великих фламинов самым почетным сановником был (flamen Dialis); жена его, называвшаяся Фламиникою, была главною жрицею Юноны. Он жил на Палатинском холме. В одежде и в образе жизни он должен был соблюдать множество строгих правил. Кроме трех великих фламинов, было двенадцать других, бывших жрецами второстепенных божеств; об них упоминается редко, и кажется, что в позднейшие времена республики их сан был уничтожен.

По изгнании Тарквиния произошел возврат к патриархальному быту, и возвысилось значение старинных италийских божеств, но это удержалось недолго; скоро, под влиянием торговых и политических сношений с иностранцами, началась борьба новых тенденций цивилизации с теократическим и патриархальным духом сабинской старины и учреждений Нумы. Она кончилась победою гражданской свободы, равноправности и религиозного прогресса. С покорением греческих городов Южной Италии и Сицилии настает для римской государственной религии новый период развития. У римлян издавна был обычай включать в число своих божеств божества покоренных народов в благодарность за то, что они дозволили Риму завоевать их области; это имело результатом введение множества новых богов и культов в римскую религию. Другою причиною преобразования её было то, что римский народ ознакомился с греческим миром, и у знатных римлян развилась любовь к греческим искусствам, поэзии, знаниям: это повело к слиянию греческих религиозных понятий с римскими; прозаическая, строгая религиозность старины со своими жреческими законами и формами богослужения постепенно заменилась уступчивыми к чувственным влияниям учениями исказившейся греческой религии; кончилось тем, что нравственная распущенность проникла в римский народ и внесла в его религию сладострастные обряды. Еще во вторую пуническую войну был введен в Риме сладострастный фригийский культ матери богов (II, 370); зараза распространялась очень быстро, как видим из того, что скоро стало необходимым принять и в Риме и во всей Италии строгие меры против разврата вакховых таинств. Через несколько времени высшее сословие стало держаться понятий греческой философии, отрицавшей народные верования; образованные люди стали все больше и больше пренебрегать старинными обрядами, так что они скоро сделались только средством действовать на мысли простонародья, продолжавшего уважать их; понятия высших сословий о религии совершенно разошлись с народною верою. Скоро упало и знание старинных обрядов. Пока члены жреческой коллегии сами выбирали себе товарищей на открывавшиеся в ней места, они, выбирали людей знающих, но когда право кооптации было отменено и назначение духовных сановников было предоставлено выбору народа, эти почетные должности стали получать богатые честолюбивые люди, чуждые религиозных знаний. Излагая политическую историю Рима, мы будем подробнее говорить об упадке прежних верований, потому что религия имеет тесную связь с законами, обычаями и понятиями народа, её история составляет часть государственной истории его. Теперь остается нам сказать еще об одной особенности римской религии: когда распространилось у римлян просвещение, они составили себе множество абстрактных божеств, аллегорических существ, не имевших никакой мифологической определенности; источником их было верование, что все в мире проникнуто божественною силою; выделяя специальные качества из общего понятия об этой божественной силе, римляне получали особенные божества, служившие олицетворением отвлеченных понятий.

Мы видели, что уж и в древнейшие времена были такие божества, например Juventus, («Молодость») и богиня храброй молодости; Fides, («Верность»), богиня верности римского государства данным обещаниям, государственной добросовестности; Terminus («Предел»), бог межей и межевых знаков, охранитель поземельной собственности; Fortuna, богиня удачи; genii, духи‑хранители отдельных людей, семейств, городов, областей, народов; разные животворящие силы, которым молились по формулам, собранным впоследствии в сборники, называвшиеся indigitamenta (руководства к призываниям гениев). Но эти божества были созданиями наивной, живой веры в божественные силы, разлитые по всей природе, движущие всеми явлениями физической и душевной жизни; им молились в духе старинного благочестия, обряды служения им совершались по старинным правилам. Другие абстрактные божества были без сомнения заимствованы у греков, например, Pax (мир) богиня мира (греческая Eirene); Беллона (греческая Enyo), жена Марса; Pallor и Pavor («бледность» и «страх»), спутники Марса (греческие боги Deimos и Phobos); Виктория («Победа»; греческая богиня Nike), богиня победы. Но у греков было гораздо меньше склонности к такому прозаическому олицетворению абстрактных понятий, чем у италийцев; и огромное большинство таких божеств изобретено самими римлянами. Чем больше утрачивали римляне свежесть наивного верования, тем прозаичнее становились эти изобретения, и наконец аллегорические божества сделались пустыми риторическими выражениями наполовину политической, наполовину пантеистической религиозной фразеологии. Были между прочим создаваемы и абстрактные божества житейских деятельностей, ремесл, профессий. Так например, изобретен Меркурий, бог торговли, покровитель купцов и рынков, и отожествлен с греческим Гермесом. По части медицины были изобретены Salus («здоровье»), богиня здоровья; Carna богиня, дающая здоровье сердцу и другим внутренним органам; Febris («Лихорадка»), богиня, охраняющая от лихорадки. В 291 году до Р. X., при сильной эпидемии, римляне привезли из Эпидавра Эскулапа (Асклепия) и соорудили ему в Риме на острове Тибра прекрасный храм, при котором устроили лечебницу. Когда они стали чеканить серебряную монету, то создали Аргентина («бога серебра»), который, как и следовало, был сыном бога более старой, медной монеты, Эскулапа. Они сделали божествами Honor «честь», почет, Virtus, военную доблесть, Libertas, свободу, Spes, надежду, Felicitas, счастье, и другие такие понятия; были сделаны у них божествами и добродетели: Concordia, единодушие; Pietas, любовь к родителям, к богам, к отечеству; Pudicitia, женская скромность; Clementia, милосердие, и т. д. Наконец, по льстивому внушению греков, изобретена богиня, служившая олицетворением города Рима, dea Roma, и установлено служение, построены храмы ей, делались её статуи, были учреждены игры в честь её.