3. Государственное и общественное устройство Рима во времена царей

 

Римское семейство

Мы видели, что у народов Средней Италия, латинов и сабинян, основанием государства была семья. Семьи соединялись в родовой союз, из соединения родов происходили государства. Римское государство при царях и в первое время республики тоже состояло из соединения племен (tribus), которые состояли в свою очередь из соединения родов, а роды из соединения семейств. Семейство составляли свободный мужчина и его полноправная жена, соединенная с ним торжественным обрядом, совершавшимся при посредстве жрецов и установлявшим между мужем и женою общение воды и огня; принадлежностью этого обряда была священная мука, посыпанная солью, и название брака означало сочетание посредством муки (Confarreatio); все члены семейства – жена, сыновья, дочери, дети сыновей и все имущество принадлежали главе семейства домохозяину, власть которого над всеми, живущими в его деле, не только над детьми, но и над женою была неограниченна. Он был верховным судьею членов своей домашней общины и мог по произволу наказывать их смертью.

Права детей основывались не на рождении их, а на том, что отец принимал решение воспитывать их. Власть мужа и отца не была ограничена никаким законом; пределы её злоупотреблению полагали только религия, которая могла подвергать злодея проклятию, и семейный совет, который впрочем мог только смягчать домохозяина своими просьбами. По смерти домохозяина «опека» (tutela) над его вдовою переходила к сыну, который становился опекуном и над незамужними сестрами. Женщина не только была лишена прав собственности, но не имела и личной свободы; она не была членом общины, была только подданною домохозяина. Не иметь наследника считалось великим несчастьем, потому с древнейших времен народная община давала домохозяину возможность отклонить это бедствие усыновлением (adoptio) чужого ребенка, которому предоставлялись все права родного сына, но с тем вместе возлагались на него и все сыновние обязанности. Из соединения семейств возникали роды.

Семейство заключало в себе только тех людей, которые могли доказать свою связь с общим предком чрез все степени своего происхождения от него; род (gens) состоял и из таких лиц, который знали только, что они происходят от одного предка, но не знали имен того ряда людей, по которому произошли от него, и не могли определить степеней своего родства ни с ним, ни между собою.

 

Роды и курии

Род (gens) состоял из нескольких семейств, которые первоначально были родственны между собою и, вероятно, жили рядом, но с течением времени разделились на разные отрасли. Род имел своих особенных родовых богов, которым члены его приносили общие жертвы в особенном родовом святилище; он имел также общее родовое место погребения умерших. Но он не имел судебной власти над своими членами; она принадлежала исключительно царю. Обиженный домохозяин должен был требовать у царя, чтобы обидевший его был принужден уплатить вознаграждение. Десять родов составляли курию. Она имела религиозного главу, называвшегося курионом. Члены курии составляли союз, подобный семейству обширного размера. У них были взаимные права и обязанности, общее богослужение, общие обеды на их религиозных праздниках, был дом собраний, называвшийся куриею; в этом доме был очаг, служивший символом их союза. Римский народ первоначально состоял из соединения курий: каждый из трех отделов его, называвшихся трибами, делился на десять курий, т. е. на сто родов. Военное устройство было основано на этой группировке. В первоначальные времена Рима каждая семья обязана была присылать в войско одного пехотного воина, и каждый род одного всадника. Таким образом римский народ является уже имеющим определенную твердую организацию в те времена, с которых начинаются наши сведения о нем.

Римский родовой союз имеет своею характеристическою особенностью родовое имя. Относительно имен римско‑италийский обычай резко отличается от греческого. В Греции называли человека только личным его именем, а в Риме с очень давнего времени стало необходимо прибавлять к личному имени фамилию рода, к которому принадлежит человек (такие фамилии, например: Юлий, Корнелий, Валерий, Фабий, Клавдий и пр.); рано стали даже считать родовую фамилию главной частью имени человека, и она стала называться «именем» (nomen), а личное имя человека сделалось второстепенною прибавкою к его фамилии и стало называться praenomen «именем, предшествующим главному имени»; рано стали писать его сокращенно, например: A. (Aulus), L. (Lucius) M. (Marcus) Q. (Quintus), P. (Publius) T. (Titus). То, что сокращенный способ писать его вошел в употребление очень рано, мы видим из обыкновения писать С. вместо Gaius и Cn. вместо Gnaeus; такие сокращения очевидно принадлежат тому времени, когда буква С обозначала звук не К, a G. К этим двум необходимым частям имени лица (например С. Marius, L. Mummius) не всегда, но очень часто прибавлялось третье название cognomen «прибавочное имя», которое часто бывает личным названием, но часто служит к различению отраслей обширного рода; таково, например, вроде Цецилиев добавочное имя Метелл; таковы вроде Корнелиев имена Сципион, Лентул, Сулла.

Различению людей по трибам и куриям, вероятно, соответствовало топографическое разграничение этих групп; вероятно, каждая триба, каждая курия жила в особой местности, имела свой отдельный округ; быть может даже разделение на роды имело первоначальным своим основанием топографическую раздельность этих групп друг от друга.

 

Клиенты в Риме

Кроме этих свободных граждан, пользовавшихся совершенной равноправностью, имевших право и обязанность быть воинами, носивших, как одежду свободного сословия, тогу, белый шерстяной плащ очень простого покроя – большой кусок ткани без всяких швов, – были в Риме с древнейших времен полусвободные люди, называвшиеся клиентами; они жили на землях, принадлежавших полноправным гражданам, были подчинены собственникам этих земель, не имели политических прав, но с тем вместе были освобождены от всяких государственных налогов или повинностей; на войну они ходили только, как воины, служащие своим господам; они могли приобретать собственность, но не земельную. Они возделывали поля граждан, как наследственные арендаторы, или занимались ремеслами и мелкою торговлей; они допускались к участию в религиозных обрядах родов. Некоторые из них были потомки прежних жителей страны, у которых земля была отнята завоевавшим их племенем, и которые были поставлены в зависимость, но с тем вместе и под покровительство новых земле владельцев; другие были дети, родившиеся от неравных браков, или отпущенные на волю рабы, или переселенцы из других стран, бедняки, ушедшие с родины искать себе средств к жизни в римском государстве.

Отношения клиентов к тем римским гражданам, под покровительством которых они жили и которые назывались их патронами, были освящены религиею, основывались на обычае, имели характер родственной связи; патрон имел не только права, но и обязанности, клиент не только обязанности, но и права. Патрон был представителем и защитником своих клиентов на суде, обязан был охранять их имущество и их труд, помогать им советами и делом; за это клиенты были обязаны давать патрону денежное пособие на выкуп его из плена, на уплату штрафа, если он подвергался таковому по суду, на расходы по отправлению правительственной должности, давать приданое его дочерям, выходившим замуж; должны были сопровождать его на войну и, когда было нужно, то и в других случаях составлять его свиту. Патрон и клиент не могли вести тяжбы между собою, не могли быть свидетелями друг против друга. Нарушение обязанностей относительно клиента навлекало на патрона проклятие богов. Клиентами были и все дети клиентов; патроном был только глава семейства.

 

Рабы и отпущенники

Кроме клиентов к семейству принадлежали рабы и отпущенники. Рабами становились военнопленные, становились и граждане, или клиенты в определенных законом случаях, например за неуплату долгов и за некоторые преступления. Раб считался вещью; господин имел неограниченное право над его жизнью и смертью, над его силами и над всем, что заработает он. Раб не мог вступать в брак с девушкой или женщиной свободного состояния; он мог жениться только на рабыне, при согласии господина; его дети были рабами его господина. Когда раб получал свободу, он вступал в сословие отпущенников, liberti, но это не давало ему прав свободнорожденного человека (ingenuus). И в частной жизни он не пользовался таким уважением, как свободнорожденный. Если он был отпускаем на волю с соблюдением торжественного обряда освобождения, то он получал довольно широкие права личной свободы и делался клиентом своего господина, т. с. поступал в его род, потому принимал его родовое имя, а в последние столетия республики принимал и его личное имя: он мог носить тогу и заниматься ремеслом, как самостоятельный хозяин. Но если он был освобожден без установленных формальностей, права его были более ограничены, и при его смерти имущество его переходило к прежнему его господину.

 

Плебеи

Полноправные граждане, принадлежавшие к племенным трибам и куриям, составляли «народ» (populus). С древнейших времен Рима было другое сословие людей, принадлежавших к этим политическим союзам; оно называлось plebs. Мнения ученых о происхождении плебеев неодинаковы; неодинаково думают ученые и о том, каковы были отношения плебеев к другим жителям государства, не имевшим политических прав. По мнению Нибура и большинства историков, писавших вскоре после него, главную массу плебеев образовали жители соседних с Римом городов и местностей, завоеванных Римом, или подчинившихся ему по договорам. Они были приняты в состав населения римского государства, сохраняли личную свободу, сами, как самостоятельные люди, вели свои тяжбы; им была оставлена небольшая земельная собственность; но они не были приняты в роды и курии римлян, потому не имели гражданских прав, не участвовали в народном собрании, не могли занимать правительственных должностей, не могли получать жреческого сана, не имели участия в пользовании государственной землею. На них лежали только обязанности граждан – военная повинность и поземельный налог, – но правами граждан они не пользовались, в управлении государством не участвовали, не могли вступать в брачные союзы с семействами граждан: они не были допускаемы к участию ни в государственном, богослужении, ни в каких либо из тех дел, который производились с гаданиями о воле богов (с ауспициями); покровительство римских законов простиралось на них, и они служили в войске, – только этим они и отличались от иностранцев. Огромное большинство плебеев состояло из поселян; между ними было много людей, которые во времена независимости своих государств принадлежали к знатному сословию и, вероятно, не вполне лишились богатства, принадлежавшего их предкам; занимаясь сельским хозяйством, большинство плебеев жило на своих участках и бывало в Риме лишь в рыночные дни (nundinae). Таким образом они образовали сословие совершенно различное и от клиентов и отпущенников, и от полноправных граждан, которые по отношению к ним составляли аристократическое сословие и в противоположность им назывались патрициями, как главы семейных общин patres, «отцы». В рыночные дни, когда множество плебеев приезжало в Рим, они сходились между собою и в этих собраниях рассуждали о своих хозяйственных делах, о том, как управлять ими, установляли свои общинные налоги, выбирали своих областных старшин; они собирались по трибам; это было началом, из которого впоследствии времени возникли комиции триб.

Таким образом в государстве существовало сословие свободных людей, не пользовавшихся политическими правами, не подвластных землевладельцам, как клиенты, но подвластных собранию граждан или царю. Главнейшее значение реформы, приписываемой Сервию Туллию, состояло в том, что она дала этому сословию некоторое участие в политических правах, определила их обязанности относительно государства. По мнению некоторых новейших историков, сословие плебеев составилось из клиентов и многочисленных других жителей государства, не пользовавшихся политическими правами; число таких людей при царях постоянно увеличивалось переселением побежденных в Рим и добровольными переселениями иноземцев. Как во всех государствах древности, основанных на завоевании, в Риме с самого начала было два сословия: господствующее и покоренное; положение покоренных было неодинаково; так, например, в Спарте было два разряда покоренных людей, периэки и илоты. Без сомнения, был в Риме, кроме господствующего и подвластного сословия, третий средний между ними разряд людей, которые не принадлежали к патрициям, но входили в состав курий, участвовали в их богослужебных и общественных учреждениях и причислялись к римскому народу (populus romanus). Подвластные люди, называвшиеся клиентами, вероятно, выходили постепенно из‑под зависимости от землевладельцев и становились подданными не отдельных лиц, а государства, образуя общины в соседних местечках и принимая название плебеев; число их постоянно увеличивалось покорением новых соседних округов.

 

Царь в Риме

Верховная власть в римском государстве принадлежала народу (populus), т. е. собранно полноправных граждан, или патрициев, которое передавало управление делами государства царю, или совету родоначальников (сенату), оставляя за собою только право решения некоторых особенно важных дел. Царь, избранный и утвержденный должным порядком, получивший религиозное освящение (inauguratio), и, по решению народа, в комициях курий облеченный правительственною властью (imperium), вступал к народу в такое отношение, в каком был домохозяин к своему семейству. Он был правитель, военачальник и судья с неограниченною властью·, для исполнения своих обязанностей он мог избирать себе помощников или заместителей, но их власть была несамостоятельная, а только порученная им от него·, таковы были, например, квесторы («следователи», т. е. сановники, занимавшиеся исследованием и судом по делам об убийствах). Принадлежностями царского сана были некоторые внешние знаки: когда он шел исполнять свои обязанности, перед ним шли двенадцать служителей, называвшиеся ликторами; они несли фаски (fasces), связки розог с воткнутыми в них секирами, потому что царю принадлежала власть над жизнью и смертью граждан, как и над свободою их; когда он совершал суд на площади народных собраний в судебные дни (dies fasti), он сидел на стуле, который назывался курульным (sella curulis); по своему жреческому сану он управлял богослужением, совершал государственные гадания на священном месте, называвшемся templum, приносил жертвы, назначал жрецов и авгуров и установлял религиозные учреждения. Когда он удалялся из города, он мог назначать наместника, управлявшего городом в его отсутствие с правами царской власти (praefectus urbi «градоначальник»). На содержание царя был назначен большой участок государственной земли. Другими источниками его правительственных доходов были судебные штрафы, таможенные пошлины и, кажется, подать с жителей государства, не принадлежавших к числу граждан. Граждане были обязаны, по его приказу, без вознаграждения исполнять общественные дела и возделывать царский участок земли. Когда царь умирал, то сенаторы (patres, «отцы») собирались и назначали правителя государства в междуцарствие (interrex) на пять дней; этот правитель назначал нового царя, предлагая свой выбор на утверждение сенату и народу; до утверждения царя народом правительственная власть (Imperium) и право вопрошать богов (право ауспиций) находились в заведовании самого народа. Таким образом благословение богов, при котором был основан Рим, непрерывно переходило от первого царя к следующим, и государственное единство сохраняюсь неизменным при смене царей. Царская власть была не самостоятельная, а порученная царю народом, и при смерти лица, которому была вверена, она возвращалась к народу. Наследственное право на престол было неизвестно римлянам. Царь получал свою власть не от богов, а от народа, чей выбор одобряли боги. Юридически власть царя была ограничена тем, что он только исполнял законы, а изменять их не мог. Всякое отступление от закона, если оно было сделано царем не по решению народного собрания, было превышением власти, делом деспотизма, противозаконием.

 

Римский сенат

Сенат первоначально был совет (consilium), членов которого царь избирал по своей воле из родоначальников; сан сенатора был пожизненный. По обычаю и по фактической необходимости, царь должен был во всех важных делах испрашивать согласия сената. Сенаторы собирались на совещание по приглашению царя; он или его наместник был председателем и управлял ходом совещаний. Сенат принимал непрерывное участие в управлении государством, и всякое предложение, которое предполагалось внести в народное собрание, предварительно рассматривалось сенатом и поступало на решение народного собрания лишь как мнение, принятое сенатом (senatus consultum). Сенат был хранителем законного порядка, потому дозволял себе отменять решения народного собрания, когда находил их противными законам.

Число сенаторов соответствовало числу родов, и когда чрез присоединение других городов к Риму увеличивалось число родов, то увеличивалось и число сенаторов. Оно при царях дошло до трехсот. При этом, вероятно, соблюдалось правило, что от каждого рода должен быть представитель в сенате и от каждого рода только один. Впоследствии назначали сенаторов консулы, а по учреждены цензорства – цензоры. Сенаторы были избираемы ими из людей безукоризненной жизни, принадлежавших к знатным и богатым фамилиям.

 

Комиции

Народному собранию (комициям) принадлежала верховная власть; оно избирало или утверждало избранного сенатом царя, установляло и отменяло законы, давало права гражданства, объявляло войну, заключало мир, решало дела тех осужденных граждан, которые апеллировали от приговора судей или царя к народу, эта апелляция к народу называлась провокациею. Война считалась законно объявленной только когда народные комиции, созванные царем, соглашались с ним и сенатом объявить ее; только такая война считалась справедливой, в которой боги будут помогать Риму. Объявление войны производилось торжественным образом посредством особенных сановников, фециалов; они являлись к народу, воевать с которым решил Рим, и объявляли войну, держа в руках пучок чистой травы, как символ родных полей, и обожженный, омоченный в крови жезл, как символ военных действий; обряд этого торжественного объявления войны совершали фециалы по старинным формам и в старинных выражениях.

 

Законы и суд

Освященный религиею государственный порядок охранялся законами, основанными на обычае; исполнением законов заведовал царь, как высший представитель народа. Если преступление было нарушением общественного спокойствия и блага, царь начинал суд по собственной обязанности; но если от преступления страдало не общество, а только отдельное лицо, процесс начинался лишь по жалобе обиженного. Из этой разницы развилось впоследствии различение государственного права от частного. Преступлениями против государственного права были все те дела, которыми нарушалось общественное спокойствие, например измена, сопротивление власти, убийство гражданина, поджог, оскорбление чести женщины или девушки, клятвопреступление, похищение хлеба с поля, совершённое ночью. По всем таким делам судьею был царь, или его наместник; он постановлял приговор по совещании с приглашенными к присутствию в суде сенаторами. Виновные в таких преступлениях наказывались смертью; но осужденный на смерть имел право апелляции к народу (provocatio). Если преступник, которого вели на казнь, встречался на пути с весталкой, эта встреча избавляла его от казни. От заключения в тюрьму во время процесса обвиняемый мог освобождаться под поручительство. Подвергать пытке для вынуждения сознания можно было только рабов. Виды смертной казни были различны: ложных свидетелей низвергали со скалы Палатинского холма; поджигателей сожигали; похитивших хлеб с поля вешали, накинув им на голову покрывало. За менее важные преступления против общественного спокойствия виновные подвергались или денежному штрафу, или телесному наказанию. Кровомщения не существовало в Риме. Человек, осквернивший государство умышленным убийством, наказывался смертью. За неумышленное убийство, вместо казни убийцы, был приносим в жертву очищения баран. Когда кто подвергался личной или имущественной обиде, то царь или его наместник начинал дело только по жалобе обиженного. За нарушение имущественных прав виновный подвергался денежному штрафу в пользу обиженного; а если было нанесено человеку увечье, то он мог требовать, чтобы подвергнуть был такому же увечью обидчик. Неисправный должник с своими детьми и всем имуществом отдавался в полную власть кредитору, который мог убить его, или продать в рабство, или оставлял его рабом у себя.

Моммзен говорит: «Области государственного и частного права резко и ясно разграничены в римском законе: преступления против государства подвергаются суду по инициативе самой власти, и наказание за них всегда смерть; дела о преступлениях против согражданина, или гостя могут кончаться примирением с обиженным, или виновный подвергается уплате штрафа в его пользу, и никогда не подвергается смерти; высшее наказание за такие преступления – лишение свободы». – Частное право одинаково защищало гражданина и клиента; но иноземец, не поступивший в клиенты к какому‑нибудь гражданину, пользовался защитою законов только в том случае, если его отечество заключило особенный договор с Римом; так, например, латины пользовались защитою законов в Риме (и римляне в латинском союзе), по договору между Римом и латинским союзом. – Величие Рима основано на том, что народ римский дал себе законы, в которых строго и правдиво владычествовали вечные принципы свободы и порядка, собственности и уважения к чужим правам, и подчинялся этим законам.

 

Римское сельское хозяйство

У всех италийских народов сельское хозяйство было главным занятием, земледелие – основой государства. И в Риме главную силу государства составляли поселяне собственники. По законам Сервия Туллия, только землевладельцы имели права и обязанности. Первоначально земля принадлежала, быть может, всему роду, возделывалась общею работою, и только уже продукт делился между семействами; так можно полагать потому, что понятие о частной собственности первоначально относилось не к землевладению, а к «скоту» pecunia, или к «рабам и скоту» familia pecuniaque. Но во время царей пахотная земля была уже разделена по участкам между семьями; распределение граждан на классы по законам Сервия Туллия основано на размере личной поземельной собственности, средний доход от которой был впоследствии оценен на деньги.

Мы не можем в точности сказать, какую величину имел участок пахотной земли, считавшийся достаточным для обеспеченности семейства. Моммзен полагает, что эта величина была никак не меньше 20 югеров; в законах о раздаче участков общественной земли в частную собственность говорится иногда о двух югерах, но Моммзен полагает, что в этих случаях речь идет об огородах, потому что такой незначительный участок не мог быть достаточен для содержания семейства даже в те времена, когда люди питались кашицею и лепешками.

 

Общественная земля в Риме

Но у римского государства оставались большие пространства земли, не розданной в частную собственность («общественной земли» ager publicus); она была распахиваема, но больше оставалась пастбищем.

У побежденных городов и селений римляне всегда брали часть земли (обыкновенно третью часть), потому с расширением границ государства увеличивалось и количество общественной земли. Увеличивалось и число граждан, имевших свое поземельное хозяйство: на завоеванных землях селились римляне; прежние жители были принимаемы в число граждан; приходили поселенцы из других земель. Многие народы были завоевателями подобно римлянам; но ни один не успел приобретать себе в прочное владение завоеванную землю своим труд он, как римляне завоевывать вторично плугом завоеванное в первый раз копьем. Кроме хлебопашества римляне занимались возделыванием винограда; очень рано стали возделывать оливковые плантации; смоковничное дерево упоминается уже в легенде об основании Рима. Религиозные обряды и праздники освящали сельские занятия. Наследственные участки можно было делить; но по обычаю участок оставался во владении того, кто был хозяином дома. Продавать свою наследственную землю считалось стыдом даже и в поздние времена. Когда наследственный участок становился недостаточен для прокормления всех детей, младшие сыновья переселялись в другие местности. Крупные землевладельцы отдавали часть своей земли арендаторам под условием платы известной доли продукта; из этого возникло клиентство; права клиентов были ограждены священным обычаем. Жены домохозяев, даже и богатых людей, сами пряли с своими служанками шерсть и ткали одежду.

 

Ремесла и торговля в Риме

Ремесла были немногочисленны; немногочисленны и ремесленники; люди каждого ремесла составляли особую корпорацию. Внутренняя торговля велась главным образом на ярмарках, соединенных с религиозными праздниками; таковы были, например, ежегодные ярмарки на Авентинском холме, в Вольсиниях при храме Вольтумны и особенно в роще Феронии на горе Соракте. Средством обмена служили первоначально рогатый скот и овцы (pecunia); позднее – медь по весу. Но уже с очень раннего времени жители западного берега вели деятельную торговлю с финикиянами и греками, привозившими туда уборы и разные изделия из золота, других металлов, слоновой кости, стекла, глиняную посуду для жертвоприношений и домашнего быта, полотно, пурпурный ткани, выделанную кожу, и бравшими в обмен за них необработанные продукты: медь, серебро, железо, хлеб, сырые кожи, корабельный лес. В частности Лациум вел очень деятельную торговлю с греческими городами Сицилии и Кампании. По этим торговым сношениям система мер и весов для предметов торга была принята греческая, между тем как земельные меры и счет времени остались прежние туземные. Другим результатом торговли было то, что все италийские народы усвоили себе греческий алфавит, начала пластического искусства и некоторые цифры. Из туземных численных знаков уцелели только Ι, V и X, бывшие очевидно изображениями протянутого пальца, ладони и двух соединенных ладоней. Игры цирка на великом празднике города Рима – бег колесниц, скачка, бег людей, борьба, кулачный бой, – процессии с песнями и танцами, занимавшие очень важное место в Римском богослужении, были заимствованы римлянами, как должно думать, отчасти у этрусков, отчасти у греков. Но физическое воспитание латинских юношей не получило художественного развития, как было у греков. Римский народ имел очень мало любви к прекрасному; греческие семена искусства и поэзии не дали всходов у него; на зеленые поля Италии упали очень лишь немногие капли из золотой чаши муз.