III. РИМ ПОД ВЛАДЫЧЕСТВОМ ПАТРИЦИЕВ (509–366 г. до Р. X.)

 

1. Основание республики

 

1. Предание

 

Бюст основателя римской республики Луция Юния Брута

Бюст основателя римской республики Луция Юния Брута. IV-III вв. до Р. Х.

Ранняя республика

По изгнании царя, римляне решили разделить между разными сановниками принадлежавшие ему права власти: судебная и военачальническая власть была передана двум избираемым на годичный срок консулам (или, как они первоначально назывались, преторам); охранение государственного очага и богослужебные обязанности были поручены «царю священнослужения». Народ в собрании по центуриям избрал консулами освободителей государства Брута и Коллатина; они немедленно восстановили законы Сервия Туллия и пополнили сенат до законного числа трехсот членов принятием в него новых сочленов из патрициев и плебеев. Но Тарквиний Коллатин стал подозрителен народу по своему родству с изгнанной династией; народное собрание заставило его сложить сан консула и удалиться из Рима. Он поселился в Лавинии; там он и умер. Его место занял Публий Валерий, который потом заслужил себе почетное прозвище «уважающего народ» (Poplicola). По его избрании в консулы, народ постановил, что весь род Тарквиниев на веки подвергается изгнанию.

Но молодая республика должна была выдержать трудную борьбу с внешними и внутренними врагами. Тарквиний прислал в Рим поверенных требовать, чтобы возвращены были имущества, принадлежащие царю и удалившимся с ним многочисленным друзьям и приверженцев его. Пока шли переговоры об этом, послы склонили нескольких знатных римлян составить заговор с целью восстановления царя; в числе заговорщиков были два сына Брута. Заговор был открыт доносом раба. Строгий Брут осудил преступников на смерть и, по праву неограниченной власти отца, велел тотчас же казнить своих сыновей, не обнаружив при их казни никакой печали на лице. Потом были казнены и другие заговорщики. Коварство послов заставило народ отменить уже принятое решение об исполнении требований Тарквиния. Движимое имущество Тарквиниев было отдано на разграбление толпе; земли их были разделены на участки и розданы плебеям. Большой клок земли между городом и рекою, принадлежавший царю, был посвящен Марсу и получил название Марсова поля (Campus Martius). Когда пришла жатва, снопы этого поля бросили в реку, вода в которой была тогда низкая; они остановились на мели, и груда их послужила основанием острову, на котором через два столетия был построен храм Эскулапа. Марсово поле перестали возделывать, назначили его местом военных упражнений и народных собраний, в особенности собраний для выбора сановников.

 

Война с этрусками и смерть Брута

Увидев неудачу хитрости, Тарквиний обратился к силе оружия. Этрусские города Веи и Тарквинии приняли его сторону, и он пошел с войском на Рим. Началась битва. Брут, начальствовавший римскою конницей, и Арунс Тарквиний, начальствовавший конницею отца, ринулись друг на друга и оба упали с коней: копье каждого из них пронзило противника. Их смерть увеличила ожесточение воинов; жаркий бой длился до самой ночи, и только темнота вынудила войско прекратить сражение. Обе стороны приписывали себе победу; но в полночь послышался из соседней рощи голос лесного бога, объявивший, что победа принадлежит римлянам, потому что у этрусков пало одним человеком больше. Этрусками овладел панический страх, и они ночью ушли. Консул Валерий возвратился в Рим с торжеством, и на следующий день были сделаны торжественные похороны Брута. Римские матроны целый год носили траур, как по отце, по нем, отмстившем за оскорбление женской чести; республика поставила между статуями царей бронзовую статую, изображавшую его с обнаженным мечом.

 

Валерий Попликола

Валерий медлил созвать комиции для выбора консула на место Брута и строил себе каменный, подобный цитадели, дом на высоком Велийском холме, где прежде был дворец Тулла Гостилия; это возбудило подозрение, что он задумывает стать царем. Узнав о такой молве, он сломал свой дом и велел ликторам опускать фаски перед собранием курий в знак того, что верховная власть принадлежит народу, что потому сановники подчинены народному собранно и не могут оставаться в своей должности дольше срока, на который избраны. Он предложил народу принять закон о провокации, дававший каждому гражданину право апеллировать от приговоров сановников к народному собранно. По принятии этого закона вошло в обычай, что ликторы в городе должны носить свои фаски без секир. За все это было дано Валерию название Попликолы (уважающего народ). По принятии предложенная им закона он созвал собрание народа для выбора другого консула, и товарищем ему был выбран Марк Гораций, на чью долю досталась честь совершить освящение Капитолийского храма. Имя Марка Горация было написано на портике храма, и в сентябрьские иды, в день освящения храма, был после того ежегодно вбиваем в одну из перекладин храма гвоздь, для обозначения счета лет.