2. Характер римских учреждений в первые времена республики.

 

Рим под владычеством патрициев

Изгнание Тарквиния и уничтожение царской власти было общим делом всех граждан, и патрициев и плебеев; но выгоды от этой перемены достались исключительно знатным фамилиям, сословию патрициев, которое совершенно обособилось от плебеев и сделало своими привилегиями все почести и политические права. Единственною уступкою, какую получили от патрициев плебеи в первый времена республики, могло быть разве то, что для пополнения сената до цифры трехсот членов патриции приняли в сенат некоторое количество важнейших людей из плебеев; а быть может, что даже и этого не сделали они; быть может, новые сенаторы были выбраны исключительно из патрициев. Эти новые члены сената были названы «сопричисленными» (conscripti) в отличие от прежних, называвшихся «отцами» (patres); потому теперь, обращаясь к сенаторам, ораторы называли их patres et conscripti;впоследствии эта формула получила упрощенный вид: patres conscripti. Вся власть, принадлежавшая царю, перешла к сословию патрициев; но права царя были разделены между несколькими сановниками, избираемыми на короткий срок, потому сановники были гораздо слабее царя.

 

Сенат

Эта перемена возвысила значение сената; он сохранил характер совета, созываемого консулами, как назывались главные два сановника, избираемые на год; но как бессменная корпорация членов, принадлежащих к важнейшим фамилиям и сохраняющих свой сан пожизненно, имел он фактический перевес над сановниками, которые менялись каждый год. Право назначения сенаторов, принадлежавшее прежде царю, было предоставлено консулам; но они могли выбирать людей лишь из определенного круга фамилий, и эти фамилии, называвшиеся «сенаторскими», занимали преобладающее положение в обществе. Сенат был охранителем законного порядка. Народному собранию могли быть предлагаемы только те проекты законов, которые были одобрены сенатом; по одобрении сената они назывались сенатусконсультами. Народные собрания, на решение которых представлялись проекты законов, происходили по центуриям; законным местом для них была площадь, называвшаяся comitium. Все решения центуриатных комиций по принятию ли законов, по выборам ли сановников, получали законную силу только по утверждении их «отцами» (patres). Вопрос о том, кого надобно понимать под названием patres, ученые решают не одинаково. Некоторые (Моммсен, Мадвиг) полагают, что эта «власть отцов» (patrum auctoritas) принадлежала сенату, собранию представителей сословия патрициев; другие (Нибур, Ланге) думают, что право утверждать законы и выборы принадлежало комициям курий, в которых собирались все патриции. Но мнение, что в собраниях курий участвовали только патриции, вовсе без плебеев, не основано ни на каких положительных известиях, потому едва ли можно под названием patres понимать собрание курий. Сенат объявлял войну, заключал мир, заключал другие трактаты с иноземными государствами, имел верховный контроль над администрацией и судопроизводством, заведовал финансами, государственными землями, религиею.

 

Консулы

При содействии советов сената и под надзором его, текущими делами управления и судопроизводством заведовали два сановника, первоначально называвшиеся преторами, а потом консулами; они были избираемы на один год. Они созывали сенат, руководили его совещаниями, приглашали сенаторов подавать голоса; на войне они были военачальниками с неограниченною властью. Они избирались народом, но вступали в отправление своей должности, лишь получив от собрания граждан по куриям утверждение в сане и «власть» (imperium). У царя было 24 ликтора; они были разделены между консулами, так что перед каждым консулом шло 12 ликторов; царь имел пурпурную тогу; консулы имели тогу с пурпурной каймой. Действия одного консула могли быть останавливаемы запрещением другого.

Римская республика - ликтор с консульскими фасциями

Римская республика - ликтор с консульскими фасциями

 

 

Диктатор

Иногда патриции вручали всю царскую власть сановнику, который назывался диктатором («повелителем»); он имел 24 ликторов, фаски которых были с секирами; это означало, что вся исполнительная власть принадлежит ему с правом над жизнью и смертью. Но диктатор назначался только во времена большой опасности для государства и, по устранены её, слагал с себя сан, дававший ему неограниченную власть не только над войском в походе, но и над гражданами в Риме, и подчинявший ему всех сановников. Диктатор был не «обыкновенный», а «чрезвычайный» сановник. Один из консулов, по поручению сената, назначал в ночной тишине и при совершении религиозных обрядов диктатором того человека, который был выбран в этот сан сенатом. Срок власти диктатора не мог превышать шести месяцев. Диктатор назначал себе по собственному выбору помощника, который назывался начальником конницы (magister equitum), и был вполне подчинен диктатору, но был выше всех других сановников. От диктатора не было апелляции к народу. Диктатура была для патрициев средством сдерживать стремление плебеев к равноправности и подавлять волнение граждан. Именами консулов обозначался год. Консулы совершали жертвоприношения и молитвы от лица народа, и от его же имени вопрошали богов при содействии авгуров.

 

Квесторы

Кроме консулов, другими обыкновенными сановниками были квесторы, заведовавшие под надзором сената финансами. Первоначально было два квестора; с расширением государства число их увеличивалось соразмерно возрастанию их занятий. Первоначально они, вероятно, назначались консулами, но потом были избираемы народом. Срок их сана был также годичный. Во времена царей квесторами назывались судьи по делам об убийствах (стран. 64); по-видимому этим уголовным судьям было потом поручено и управление финансами; а впоследствии времени оно стало исключительным их занятием. Когда сан консулов стал доступен и плебеям, патриции отделили, как мы увидим, судебную власть от обязанностей консулов и поручили ее новому сановнику, претору.

 

Префекты города и царь священнослужения

Когда оба консула удалялись из Рима, их наместником в Риме был «префект города (praefectus urbi). Таким образом судебная и военная власть царя была разделена между консулами и квесторами, поставленными под надзор сената, а для исполнения религиозных обязанностей царя была учреждена должность особенного духовного сановника, заведовавшего всеми делами, относившимися к государственной религии, и между прочим охранением огня на очаге государства. Он назывался «царем священнослужения» (rex sacrorum); за ним было оставлено имя царя для того, чтобы сохранился прежний посредник между богами и народом. Но с саном этого царя не мог быть соединяем никакой другой сан, потому он был бессильнейшим из всех римских сановников. Он назначался на всю жизнь, и жил в доме, стоявшем на верхнем конце священного пути.