Новая коалиция против Рима

Римляне хорошо понимали, что нужны меры предосторожности. Любовь к свободе и воинственность глубоко коренились в характере италийских народов, и они не могли оставаться покорными. Риму, пока чувствовали в себе силу воспротивиться ему. Едва окончилась самнитская война, как уже стала угрожать Риму новая коалиция. Луканцы и бруттийцы, бывшие во время войны на стороне римлян, продолжали по заключении мира свои привычные набеги на греческие города. Граждане Турий, не имея силы отразить этих, буйных дикарей, отдали свой город под покровительство Рима [285 г.], и римляне запретили своим прежним союзниками нападать на него. Но луканцы не захотели отказаться от грабежа, продолжали набеги на турийские земли, арестовали римских послов, воспрещавших им это, вступили в сношения с враждебной Риму партией в Таренте и в Самнии; стали возбуждать к войне с Римом этрусков, умбров и галлов. Их усилия составить новую коалицию всех италийских племен против Рима имели некоторый успех. Многие города западной Этрурии уже и прежде думали возобновить при удобных обстоятельствах войну. Надежда на то, что восстанет против Рима вся Южная Италия, внушила им отвагу. Они наняли множество сенонских галлов, склонили к войне умбров, выставили многочисленное войско, осадили верный римлянам город Арреций [284 г.], нанесли поражение претору Луцию Цецилию Метеллу, который был послан на помощь Аррецию. Тут было убито 13000 римских воинов; в числе убитых находились сам претор и семь военных трибунов. Союзники были обязаны своею победою галлам.

 

Истребление сенонов

Римляне отправили посольство к сенонам с жалобою на то, что они, заключившие после битвы при Сентине союз с Римом, дозволили этрускам навербовать у них много наемников; вестники требовали, чтобы римские пленные были возвращены без выкупа. Варвары, опьяненные победой и возбуждаемые царем Бритомаром, которого отец был убит в сражении при Арреции, убили римских вестников, не уважив их жреческого облачения, и разрубили на куски их тела. Такое оскорбление требовало мести. Консул Публий Долабелла повел войско [283 г.] через земли сабинян и пицентов на сенонов, которые не ждали нападения и отпустили храбрейших своих воинов на службу в чужие войска. Потому Долабелла легко овладел всею сенонскою областью; все взрослые мужчины были умерщвлены, женщины и дети проданы в рабство, селения сожжены, стада угнаны, нивы опустошены. Вероятно, многие сеноны успели бежать и присоединились к полчищам тех галлов, которые пошли, как мы увидим, грабить Грецию и потом поселились в Малой Азии [1]. Бритомар, взятый в плен, был оставлен в живых для триумфа. В Сене, столице сенонов, жители которой были истреблены, была основана римская колония; колонисты снова возделали опустевшие нивы. Вскоре после того старинный город умбров Аримин был присоединен к римскому государству и получил права латинских союзников. Таким образом были проложены пути распространению римской народности на север. С опасением и негодованием смотрели тарентинцы на то, что римляне основали колонию у Адриатического моря; она угрожала их торговле.


[1] Бывшая территория сенонов была присоединена к Римскому государству. Уцелевшим сенонам сенат под страхом смерти предписал выселиться из Италии в придунайские области и Македонию. – Примечание автора сайта