Иудея при Хасмонеях и религиозное распадение народа израильского

 

(продолжение)

 

2. Маккавеи

 

(о религиозном гонении Антиоха Эпифана, ставшем причиной восстания Маккавеев, - см. в статье "Иудея в эпоху эллинизма")

 

Священник Маттафия и Иуда Маккавей

В числе бежавших из Иерусалима верных Богу, находился: священник Маттафия, происходивший от знатного рода Хасмонеев. Он с пятью сыновьями удалился в Модаим, маленький город на западе от Иерусалима. Городское начальство велело совершать жертву на языческом жертвеннике; он твердо отказался; когда другой иудей подошел принести жертву, Маттафия убил его [167 г.], разрушил жертвенник и бежал с сыновьями в пустыню, призывая всех верных Богу следовать за ним. Скоро собралось к нему много людей. Но в субботу, когда иудеи по заповеди закона не могли сражаться, сирийцы напали на них и убили до тысячи человек. По предложение своего вождя, возвысившегося духом над буквою закона, уцелевшие сподвижники его постановили решение защищать свою жизнь и в день субботний. Скоро восстание распространилось по всей иудеи: народ разрушал языческие жертвенники, и во многих местностях прогнал отступивших от веры. Число воинов Божиих возрастало с каждым днем. По смерти Маттафии вождем их стал третий из его сыновей, Иуда, названный Маккавеем («молотом»), – человек, одушевленный твердым упованием на Бога; его энтузиазм увлек много людей, до той поры не решавшихся взяться за оружие. Сирийский полководец Аполлоний, вступивший из Самарии в Иудею, был разбит Иудою и сам пал в битве; Иуда взял и с той поры носил его меч. Страшно разгневанный поражением сирийского отряда, Антиох послал большое войско истребить непокорных. Оно стало на холме близ Эмауса; с ним пришли финикийские торговцы рабами, чтоб покупать пленных. Многие иудеи из страха присоединились к сирийцам. Но как ни велика была опасность, воины Иеговы не пали духом. В Массифе, древнем священном городе, они испросили себе постом, молитвою и покаянием помощь Господа; Иуда повел их на врагов; сирийцы перед тем послали отряд в горы искать иудейских инсургентов; Иуда быстрым нападением разбил главное войско, сжег его стан, и во второй битве поразил ходивший в горы отряд. Сирийцы были прогнаны к морю; иудеи взяли громадную добычу. Велика была слава Иуды Маккавея. В следующем году Лисий, родственник царя, пришел отмстить за эти поражения; сила войска его простиралась, говорят, до 60,000 человек пехоты и 5000 конницы. Он вступил в южную Иудею: но у Вефсура, близ Хеврона, был разбит Иудою, у которого число воинов было в шесть раз меньше. Враги бежали. Иуда вступил в Иерусалим, очистил храм, двор которого порос травою и кустарником. Древнее служение Иегове было восстановлено. На месте оскверненного жертвенника был сооружен новый из неотесанных камней, привезенных из разных мест Иудеи [166–165 г.].

Успехи иудеев возбудили зависть и опасение в соседних языческих народах. Аммонитяне, жившие за Иорданом, соединились с арабскими племенами и стали сильно теснить галаадских иудеев, а на галилейских нападали враги с приморья. Иуда пошел за Иордан, избавил от нападения галаадских иудеев, а брат его Симон – галилейских. Многие семейства, не хотевшие жить между неприязненных соседей, переселились в Иудею. Эта область, защищенная горами и укреплениями, стала твердынею священной войны.

 

Гибель Иуды Маккавея

В следующем году Антиох Эпифан внезапно умер на походе против парфян, которых думал покорить. Ему наследовал девятилетний сын, Антиох V Эвпатор [164–162 г.], до совершеннолетия которого государством должен был править Филипп. Но Лисий, в чьей власти находился ребенок‑царь, тоже захотел стать правителем государства; желая кончить войну с иудеями раньше, нежели Филипп возвратится в Антиохию, он снова пошел в Иудею с громадным войском. Иуда и его храбрые сподвижники вступили в битву, сражались геройски; младший брат Иуды, Элеазар, пожертвовал жизнью, чтоб убить слона, на котором, как полагал он, сидит молодой царь; все осталось напрасно: иудеи были подавлены многочисленностью врагов; победители осадили гору Храма, которую Иуда обвел укреплениями. Скоро и осажденные и осаждающие стали терпеть недостаток в съестных припасах: услышав, что Филипп пришел в Антиохию, Лисий желал поскорее прекратить войну и заключил мир: иудеи сдали гору Храма сирийцам, Лисий предоставил им свободу богослужения и обещал царское покровительство Храму. Вернувшись в Сирию, Лисий победил Филиппа, но не достиг цели своего честолюбия: сын Селевка Филопатора, Димитрий, живший заложником в Риме, приехал в Антиохию; сирийцы встретили его с восторгом и провозгласили царем; он велел убить и своего двоюродного брата, Эвпатора, и Лисия, правившего государством от имени ребенка. Партия иудеев, расположенная к греческим обычаям, желала стать в хорошие отношения с новым царем; её главою был первосвященник Алким (Элиаким), преемник Менелая, убитого по приказанию Лисия; он надеялся при покровительстве царя удержаться на своем месте; это казалось тем возможнее, что он был из священнического рода. Многие усердные приверженцы старины были удовлетворены данною им свободою богослужения и держали себя тем покорнее, что царский уполномоченный, приехавший в Иерусалим для восстановления порядка, казнил, по согласию с Алкимом, шестьдесят горячих хасидеев. Но Иуда и его братья отвергали обманчивый мир, не признавали нового первосвященника, возбуждали народ противиться отступникам, принявшим греческие обычаи. По просьбе Алкима, сирийский царь велел своему полководцу Никанору занять Иерусалим и гору Храма. Но Иуда и его приверженцы не положили оружия. Никанор пошел подавить их; они одержали над ним победу на том месте, где выиграли первую битву [март 161 г.]. Никанор был убит, войско его было рассеяно. Первосвященник бежал в Антиохию. Но в следующем [160 г.] году пришел к Иерусалиму с новым войском Бакхид. Иуда повел в битву своих малочисленных воинов; сражение произошло при Элеасе; иудеи целый день мужественно бились; но их бесстрашный вождь был убит, и они обратились в бегство. Ионафан и Симон успели унести тело брата. Алким, под охраною сирийцев, возвратился с торжеством в Иерусалим. И «настала великая скорбь» во всем Израиле. Приверженцы Маккавеев подверглись преследованию; жизнь каждого верного служителя Иеговы находилась в опасности.

Часть Иудеи, освобождённая Иудой Маккавеем

Часть Иудеи, освобождённая Иудой Маккавеем

Автор изображения

 

 

Ионафан Маккавей

Скоро был убит и старший из братьев Иуды, Иоанн, в сражении с арабами, напавшими на иудеев за Иорданом. Но младший из Маккавеев, Ионафан, избранный вождем войска, отмстил за его смерть и, заняв укрепление в южной части пустыни, делал удачные набеги на врагов. Через несколько времени Алким умер внезапною смертью; тогда Бакхид, утомленный войною и теснимый Ионафаном, заключил мир и ушел с своим войском. Только в цитадели Иерусалима остался сирийский гарнизон, которому были даны иудеями заложники. Так кончилась война. Ионафан поселился в Михмасе, стал править Иудеею и искоренять в ней языческое богослужение.

В таком положении были иудейские деда, когда Александр Балас, выдававший себя за сына Антиоха Эпифана, поднял, при помощи египтян, восстание против Димитрия и овладел Птолемаидою; Римляне, заключившие раньше того союз с иудеями и не признавшие Димитрия законным царем Сирии, покровительствовали Александру. Оба соперника старались приобрести помощь иудеев, один перед другим давали им обещания своих милостей. Ионафан хорошо сумел воспользоваться этими обстоятельствами. Он заключил союз с Александром, который прислал ему пурпурную мантию и золотой венец, назначил его первосвященником и назвал своим другом. Димитрий был убит в сражении [154 г.], Александр овладел всею Сириею и продолжал быть очень благосклонным к Ионафану, при своей женитьбе на дочери Птолемея Филопатора, пригласил его в Птолемаиду на торжество свадьбы и на этом великолепном празднике оказывал ему при всем народе большой почет, дал ему сан военачальника и князя. Через шесть лет после того, как Александр овладел царством, Димитрий Никатор, старший сын убитого им царя Димитрия, бежавший при смерти отца в Крит, высадился на финикийском берегу [148 г.], и приобрел столько сторонников, что Александр должен был бежать из своей столицы, Птолемаиды, в северную часть государства. Но Ионафан остался верен ему, в упорном сражении разбил войско Димитрия, овладел Ашдодом и Аскалоном, разрушил там все языческие святилища и в том числе ашдодский храм Дагона. В благодарность за верность, Александр отдал ему округ филистимского города Экрона. Но египетский царь прислал помощь Димитрию, Александр бежал в Аравию и был там вероломно убит [146 г.]. Иудее грозили опасности; но Ионафан, такой же искусный дипломат, как и храбрый воин, сумел отвратить их. Он отправил к Димитрию посольство с богатыми подарками; Димитрий утвердил его в сане первосвященника, предоставил ему управление Иудеею и получение всех доходов страны, с обязанностью платить 300 талантов дани в царскую казну. Таким образом, Ионафан сохранил свое владычество над Иудеею и упрочил его во время начавшихся в Сирии новых междоусобий, а брат его Симон правил приморьем.

Приобретения Ионафана Маккавея

Приобретения Ионатана Маккавея (выделены сиреневым цветом)

Автор изображения

 

Желая упрочить свое положение новыми союзами, Ионафан отправил посольства к римлянам и спартанцам (так, по крайней мере, говорится в 1‑ой книге Маккавейской), но сирийцы коварно взяли его в плен вместе с сыновьями и с отрядом, состоявшим из 1.000 человек, и убили всех их [144 г.]. Это сделал хитрый сириец Трифон, хотевший возвести на престол юношу, сына Александра Баласа, чтобы править его именем. При всей своей осторожности, Ионафан дался в обман Трифону. Вскоре после того Трифон убил и юношу, чьим слугою называл себя [142 г.].

 

Симон Маккавей

По смерти Ионафана, иудеи выбрали своим начальником Симона, единственного оставшегося в живых брата Иуды. Это был человек осторожный; он вступил в переговоры с Димитрием, получил от него утверждение в сане первосвященника и титул царского друга. Сделавшись правителем Иудеи, Симон успел овладеть теми крепостями, который еще оставались в руках приверженцев язычества; в 144 [142?] году, он вынудил голодом сдаться гарнизон иерусалимской цитадели. Теперь можно было считать дело освобождения Иудеи законченным. Симон овладел и Газою, овладел портовым городом Иоппою (Иоппиею). Со стороны сирийского царства не угрожали иудейскому народу серьезный опасности: оно было совершенно расстроено, и царь (Димитрий) находился в плену у парфян. Симон в продолжение нескольких лет спокойно правил страною с властью первосвященника и князя; его правление было мудрое и справедливое; он повсюду восстановил национальное богослужение, заботился о благе и безопасности народа. Он чеканил монету с своим именем. – Через несколько времени брат пленного царя, Антиох VII [141–128 г.], принудил узурпатора Трифона бежать и стал царем. Трифон соединился с морскими разбойниками, господствовавшими тогда у сирийского берега, потом был убит в своем родном городе, Апамее. – Антиох потребовал, чтобы Симон платил дань, от которой он был освобожден Димитрием. Симон не согласился, и Антиох пошел войною на Иудею [139 г.]. Сын Симона Иоанн, посланный отцом против сирийцев, разбил их у Ашдода. Свобода иудеи была теперь упрочена. Собрание народа иудейского дало Симону титул первосвященника и князя, предоставило ему право назначать всех сановников и поручило навсегда управление храмом. Грамота об этом постановлении народа была положена на сохранение в храме. Симон вступил в союз с Римом, покровительствовал земледелию и торговле, соблюдал справедливость и богобоязненность.

Симон поставил в своём родном городе Модеиме памятники отцу и четырем братьям, убитым в борьбе за свободу отечества; это были каменные пирамиды, такие высокие, что их было видно с моря. Он и монеты его, красиво отчеканенные, свидетельствуют, что искусства не были чужды иудейскому народу «в годы освобождения Сиона». Симон заботился о благе народа, и покоилась земля иудейская во все дни Симона; иудеи спокойно возделывали землю свою, и земля давала произведения свои, и деревья в полях давали плод мой. Старцы, сидя на улицах, все совещались о пользах общественных, и юноши облекались в пышные и воинские одежды. Городам доставлял он съестные припасы и делал их местами укрепленными, так что славное имя его произносилось до конца земли. Он восстановил мир в стране, и радовался Израиль великою радостью. И сидел каждый под виноградом своим и под смоковницею своею, и никто не страшил их. И не осталось никого на земле, кто воевал бы против них, и цари смирились в те дни. Он подкреплял всех бедных в народе своем, требовал исполнения закона и истреблял всякого беззаконника и злодея. Он украсил святилище и умножил священную утварь» (I книга Маккавеев, XIV, 4 – 15).

 

Иоанн Гиркан

Иудеи сравнивали правление Симона Маккавея с царствованием Давида. Но он не скончался спокойно, как Давид. Зять его, Птолемей, которого назначил он правителем иерихонской равнины, хотел захватить власть, пригласил Симона и его сыновей Маттафию и Иуду на пир и убил их. Но преступление не принесло пользы злодею. Сын Симона Маккавея Иоанн Гиркан [135–107 г.] умертвил убийц, посланных Птолемеем, принял власть в Иерусалиме, стал первосвященником и князем, осадил и после долгой осады взял Иерихон. Осада длилась, как говорит Иосиф, много времени потому, что каждый раз, когда Гиркан подступал к городу, Птолемей приказывал выводить на стену и мучить мать и братьев его, и грозил сбросить их со стены, если он не отойдет. Мать Гиркана просила сына не обращать внимания на угрозы, говорила, что охотно умрет для того, чтобы злодей получил заслуженное наказание; но сын, видя мучения матери, каждый раз отступал от стен. Убив мать и двух братьев Гиркана, Птолемей бежал за Иордан. Новый правитель иудеи заключил с царем сирийским (Антиохом) договор, по которому обязался платить дань и помогать Антиоху войском, за это был утвержден царем в отцовском сане. Дань была не обременительная. Взяв сокровища из гробницы Давида, Гиркан набрал в службу наемников и с этим войском довершил освобождение страны, даже расширил границы своего государства: покорил Самарию и Галилею, разрушил храм на горе Гаризиме, служение в котором было, по понятиям иудеев, беззаконием, принудил идумеев (эдомитян) или принять иудейский закон и обрезаться, или покинуть родину.

Антиох был убит в войне с парфянами [130 г.]. Брат его Димитрий, отпущенный парфянами из плена, снова стал царем [128 г.]. Для ограждения себя от опасности со стороны возвратившегося Димитрия, Иоанн вступил в союз с римлянами, и они, по своей неизменной политической системе, охраняли маленькое иудейское государство, пока рассудили, что пришло время присоединить его к своим владениям вместе с более обширным государством, от которого они охраняли его.

Благодаря союзу Иоанна Гиркана с римлянами, иудейский народ перед утратою своей независимости прожил несколько времени счастливо. Правление Гиркана, длившееся почти тридцать лет, было периодом мира и благосостояния; иудеи пользовались независимостью, никто не мешал им жить по их законам. Спокойствие их теократического государства нарушалось только взаимною враждою партий и раздорами, какие вызываемы были религиозною гордостью иудеев, оскорблявшею самаритян и галилеян.