Иудея при Хасмонеях и религиозное распадение народа израильского

 

(продолжение)

 

Саддукеи

Когда восстановлено было служение Иегове и прекратились преследования от язычников, прежнее деление народа на партии эллинистов, принимавших греческие обычаи, и верных старине хасидеев заменилось делением на саддукеев и фарисеев имевших некоторое, но не очень близкое родство с прежними партиями; борьбою этих новых партий характеризуется время, предшествовавшее возникновению христианства. До появления Помпея в Иудее правление находилось почти постоянно в руках саддукеев; это были люди знатного и богатого сословия, чуждые слишком узкой национальной исключительности, желавшие привести иудейские понятия и обычаи в некоторое согласие с греческими. Находясь в постоянных соприкосновениях с греческою культурою и римским могуществом, они выработали себе правила политического благоразумия и желали оградить государство от бед построением крепостей, организациею хорошего войска и союзами; фарисеи, надеявшиеся на чудесное покровительство Божие, видели в всем этом измену и безбожие. Еще более важным проявлением безбожия считали фарисеи то, что саддукеи, довольные настоящим, игнорировали надежды на пришествие Мессии, не признавали и учения о воскресении мертвых, составлявшего необходимую часть верования в царство Мессии, отвечали на вопросы о будущем холодною ссылкою на Пятикнижие Моисеево, чуждое фантастических учений фарисейской теологии. Потому легко было считать их отрицающими воскресение мертвых, существование ангелов, все надежды иудейского народа на великое будущее. А на самом деле, они вовсе не были ни богословскою, ни философскою школою; они были просто члены или приверженцы жреческой аристократии, и старинной, главою которой был род Садока, и новой, которая группировалась около Хасмонеев, заместивших род Садока. Потому‑то они и назывались саддукеями, т. е. «садокитами»; это была партия духовных аристократов, иерархическая правительственная партия, владычествовавшая в Синедрионе, собрании духовных сановников. Противники саддукеев, фарисеи, более их близкие к массе народа, стремились подчинить всю народную жизнь формам левитской чистоты. Они господствовали в синагогах и школах больших и мелких городов, между тем как центром саддукейства был иерусалимский: храм. Духовная аристократия находила стеснительными для себя утрированные религиозные правила, исполнение которых фарисеи ставили необходимым условием спасения, отрицала обязательность этой многосложной формалистики, держась только обрядов, установленных Пятикнижием, хранение которых называла своим призванием.

 

Фарисеи

Различие между притязаниями духовных сановников и преобладавшим в народе духом фарисейства имело и религиозный, и политический характер. Но, с исторической точки зрения, сущность дела состоит в том, что садокиты (саддукеи) были приверженцы Иоанна Гиркана и его династии, а фарисеи («перушим», т. е. «отделившиеся») устранялись («отделялись») от всякого соприкосновения с язычеством, стремились точным соблюдением религиозных обычаев охранить израильский быт от иноземных влияний. Таким образом, фарисейство было не какой‑нибудь особою школой или партией возникшею после победы над угнетавшими иудейскую религию сирийцами, а продуктом того настроения, которое все сильнее и сильнее овладевало чувствами иудейского народа при Хасмонеях и при династии Ирода. В среднем сословии, в женщинах, в молодежи, во всей массе народа постоянно росла преданность фарисейству. Оно, в противоположность саддукейству, строго держалось старины; наследованные от неё религиозные обыкновения были все возведены фарисейством в необходимые заповеди «праведности», оно создало из них крепкую формалистику, регламентировавшую весь быт народа, каждое движение человека с утра до ночи, от колыбели до могилы; из обычаев старины не отбрасывалось ничего, в них все только вносились пополнения. Вышедши из рядов хасидеев («благочестивых»), фарисеи строго держались закона Моисеева; но в своей мелочной заботливости о соблюдении буквы его составили произвольным и натянутым истолкованием его определений массу мелочных правил, исполнению которых придавали большую важность. Руководясь принципом «ограждайте закон», они видели в ограничении, стеснении свободы действий залог благочестия. Вознаграждением за неудобства тяжелой формалистики, которой обременяли себя и других учители фарисейства, представители стремлений иудейского народа, служили для них блестящие мысли о будущей жизни, о воскресении мертвых и владычестве на земле: яркими картинами этого блаженства они разгорячали фантазию народа. Опутывая всю жизнь церемониалом омовений, очищений, постов, подаяний милостыни, молитв, жертвоприношений, фарисеи полагали, что остаются верны духу мучеников, пострадавших за веру во времена маккавейских войн, и что Бог, с которым они вели формальный расчет своих дел служения ему, исполнит ради их заслуг свои обещания послать иудейскому народу Мессию, который даст ему владычество на земле. Всем известно из Евангелий, до каких крайностей доходило фарисейство. По расчетам властолюбия, по сознательным или бессознательным влечениям эгоизма, фарисеи сделали благочестие техническим искусством, ремеслом, и, как специалисты этого ремесла, владычествовали над мыслями народа. Они носили на себе знаки отличия от простых людей, например на руках и на шеи, свернутые маленькими свитками лоскутки, на которых были написаны заповеди закона, и старались привлекать к себе народ благочестивою внешностью.

 

Эссеи

Кроме саддукеев и фарисеев была, как мы знаем от Иосифа, третья партия, ессеи, составлявшие аскетический орден, существование которого известно достоверным образом со времен Ионафана Маккавея. Они стремились достичь высшей святости строгим воздержанием от удовольствий, имели тайное учение об ангелах, соблюдали особые заповеди, важнейшими из которых были: воспрещение клятв и кровавых жертв, предпочтение безбрачия браку, чрезвычайная умеренность в пище и строгая забота о чистоте тела. Эти правила, быть может, заимствованы были из восточных вероучений, – именно, быть может, из парсизма, или непосредственно, или через посредство неопифагоризма; но, быть может, они сформировались и самостоятельным образом: когда во время сирийского гонения на иудейскую веру первосвященники уклонились от закона Моисеева и национальное богослужение в храме прекратилось, то людям строгого благочестия могло показаться, что официальная церковь безвозвратно погибла, и что надобно искать другого пути к воссоединению с Богом. Так могло казаться хасидеям, с названием которых имеет этимологическую связь имя ессеев. Но каково бы ни было происхождение их секты, наилучшими средствами служить Богу и приобретать душевное спасение они считали удаление от мира и его наслаждений, обуздание всех страстей и похотей, воздержание, подвиги покаяния, молитву и поучения. Они жили группами в уединенных местах на западной стороне Мертвого моря, занимаясь земледелием, скотоводством и непредосудительными для строгой нравственности ремеслами. Некоторые из них совершенно отрекались от личной собственности, отдавали все свое имущество и все приобретаемое работою в общую кассу на общее пользование. Они разделялись на разные степени, но все носили одинаковую одежду. Лишь немногие из них дозволяли себе брачное сожительство. Они приносили пользу другим людям, ухаживая за больными, давая содержание бедным. – Родственны ессеям были терапевты, египетские иудеи, составлявшие общество, очень похожее на христианские монашеские ордена; они вели созерцательную жизнь вдали от мира; мы знаем о них только по трактату «О созерцательной жизни», который был приписываем Филону, но теперь признан произведением гораздо более позднего времени, изображающим не факты, а только идеалы.