Иудея при Хасмонеях и религиозное распадение народа израильского

 

(окончание)

 

Ирод Великий

 

Римляне и Ирод

Во время этих событий оказывал большие услуги римлянам хитрый и храбрый Антипатр, по происхождению идумеянин; он умел входить в милость ко всем римским полководцам, от Помпея до Цезаря. Римляне наконец поручили ему управление Иудеею, Самариею и Галилеею,так что за Гирканом остался только сан первосвященника. Римляне предоставили иудеям право жить по национальным законам, освободили их от военной службы, и брали дань с них в умеренном, необременительном размере. Народ иудейский был обязан этим отчасти Антипатру, потому любил его, так что он пользовался почти царским уважением, хотя и не назывался царем. Своего смелого и честолюбивого сына, Ирода, он назначил своим наместником в Галилее. В ущельях и пещерах галилейских гор держались шайки разбойников, которые скорее были недовольные патриоты, чем грабители по ремеслу. Ирод преследовал, одолел и жестоко наказал их; это навлекло на него ненависть Синедриона. Но первосвященник был так расположен, к энергическому молодому человеку, что обещал выдать за него свою внуку Мариамну. Фарисеи опасались его властолюбия, негодовали на него за то, что он казнил разбойников сам, а не отдал их на суд Синедриона, которому по закону принадлежало исключительное право постановлять смертные приговоры, вообще были сильно недовольны самовластием, с каким действовал он, уверенный в покровительстве римлян. Они обвинили его перед Синедрионом в нарушении закона; но он явился на суд с отрядом войска, и Синедрион не осмелился объявить его виновным. Однако ж он уехал из Иудеи в Дамаск. Это было по смерти Цезаря; Кассий собирал в Сирии деньги на войну с противниками, и потребовал от Иудеи 700 талантов серебра [43 г.]. Ирод быстро взнес свою долю этой суммы, и тем приобрел расположение Кассия. Вскоре после того умер Антипатр, отравленный одним из своих приближенных; Ирод стал хлопотать о том, чтобы занять место отца. Когда после битвы при Филиппах приехал в Сирию Антоний, Ирод умел подделаться к нему и, наперекор жалобам иудеев, приобрел такую благосклонность его, что он назначил его тетрархом (областным правителем) Иудеи, а многих из его обвинителей велел казнить. Но прежде, чем упрочил Ирод свою власть, ему пришлось выдержать опасную борьбу. Антигон, племянник первосвященника Гиркана, хотел стать правителем государства, деньгами и обещаниями призвал парфян, при их помощи овладел Иерусалимом, отрезал уши своему дяде, чтобы сделать его неспособным занимать сан первосвященника, посадил в темницу Фазаила, брата Ирода; пленник в отчаянии убил себя. Усердные к вере иудеи ненавидели идумейскую династию, как иноплеменную, хотя она и приняла закон Моисеев; потому они с радостью признали власть Антигона. Ирод бежал в Египет, оттуда поехал в Рим; Антоний и Октавиан признали его царем иудейским, он с большим войском высадился в Птолемаиде и начал войну с Антигоном, который был объявлен врагом римского народа. Война длилась три года; она была свирепая: фанатизм иудеев соперничал с яростью буйных наемников Ирода в делах убийства и разрушения. Ирод был человек энергический, храбрый, и воевал успешно, покорил всю Иудею; но еще сопротивлялся Иерусалим, в котором масса народа, фанатизированная фарисеями, и многие знатные люди твердо стояли за Антигона, потомка Хасмонеев. В городе владычествовал ужасный голод, но жители с презрением отвергли требования, чтоб они сдались. Наконец город был взят приступом [37 г.]; буйные воины Ирода неистовствовали, не щадя ни пола, ни возраста. С трудом успел Ирод спасти храм от осквернения и грабежа, Антигон трусливо сдался в плен и был по приказанию Антония предан в Антиохии позорной казни. Он был последний государь из геройского рода Маккавеев.

 

Царствование Ирода

Ирод взошел на престол Давидов и под покровительством римлян правил Иудеею 34 года [37–4 до Р. Х.]. Римляне неизменно оставались покровителями его; он был человек энергический, имел много даровитых и верных помощников, одним из которых был оратор и историк Николай Дамасский, еврей, хорошо знакомый с греческою философиею и литературою, искусный государственный человек и усердный защитник действий Ирода. Главною страстью Ирода было властолюбие; но он заботился о развитии материального благосостояния народа и умел поддерживать спокойствие в государстве. Он дал иудейскому царству такой блеск, какого не имело оно со времен Давида, и получил название великого. Он покровительствовал торговле и промышленности, украсил Иерусалим великолепными зданиями, основывал города; на юге от Кармила, где стояло приморское укрепление, называвшееся Башнею Стратона, он устроил прекрасную гавань и портовый город, который назвал в честь Цезаря Августа Кесариею (Цезареею). Но никакими заботами о торговле и промышленности не мог он преодолеть глубокое чувство ненависти; все хорошие качества его омрачались пороками и страстями, все больше и больше вовлекавшими его в злодейства. Он выказывал наружное уважение к религии, не преследовал фарисеев и всячески старался смягчить вражду иудеев к нему, иноплеменнику. Но хотя он и выставлял себя держащимся иудейской религии, в душе он был чужд и ей и народу. Не имея доверия к иудеям, он полагался только на свое наемное войско, состоявшее из разноплеменных иноземцев, и на крепости, которые строил в разных местностях государства; наемники и постройка крепостей требовали больших расходов, и он обременял народ тяжелыми налогами, добывал деньги и злодействами. Так, например, он казнил 45 богатых приверженцев Антигона и конфисковал их имущество. Опасаясь рода Хасмонеев, он истребил всех, происходивших от этой династии. Брат его жены, Аристобул, был по наследственному праву первосвященником; народ шумно выразил свою симпатию этому представителю знаменитого имени Хасмонеев, Ирод велел убить его в бане [35 г.]. Несколько позднее, около времени битвы при Акциуме (Акции), был по его приказанию убит бывший первосвященник Гиркан, дед его жены, освобожденный им из Парфянского плена. Он велел осудить на смерть и казнил свою жену, красавицу Мариамну [29 г.], от которой имел пятерых детей; предлогом послужило то, что она, как говорила сестра Ирода, Саломея, была неверна мужу. Она умерла с царскою гордостью. Но, казнив ее, злодей, страстно ее любивший, раскаялся в этом; горе его было так велико, что он очень опасно занемог. Выздоровев, он стал опасаться её матери, Александры: убил и Александру [8 до Р. Х.]. Побочный сын его, Антипатр, возбудил в нем подозрения против его законных сыновей, Александра и Аристобула; он убил и их, чтоб они не отмстили ему за мать. Они были убиты в Самарии на том самом месте, где он праздновал свою свадьбу с их матерью. Чтобы смягчить ненависть народа к нему за его злодейства, он построил новый храм [20 до Р. Х.], желая заслужить такую же славу, как Соломон.

 

Храм Ирода

Когда был сложен фундамент нового храма, обученные каменной работе священники, облаченные в священные ризы, стали строить стены из больших камней белого мрамора. Храм имел 100 локтей в длину и 120 в вышину. Восточный вход закрывали, как в скинии Моисеевой (I, 583), пестрые завесы, по которым были вышиты пурпурные цветы и другие фигуры. Все было устроено по образцу храпа Соломонова. Новое было только то, что за этими завесами было поставлено золотое изображение большого куста виноградной лозы, эмблема благословенной Богом страны, одно из чудес искусства по драгоценности. Храм окружали великолепные колоннады, особенно красива была южная, образуемая 162 коринфскими колоннами. Перед восточною стороною храма стоял большой жертвенник. На террасе, бывшей несколькими ступенями ниже храма, Ирод построил обнесенный зданиями двор для народа; на этот двор вели с террасы храма трое северных и трое южных ворот, а восточные ворота, самые огромные и великолепные, вели на передний двор и на особый двор для женщин. Надписи над воротами переднего двора воспрещали под страхом смертной казни вход в него иноплеменникам. Кругом его Ирод повесил трофеи своих побед, как приношения храму. Он соперничал с Соломоном и построением великолепного дворца, и сооружением других построек.

Храм Ирода

Модель Храма Ирода

Источник фото

 

Но несмотря на построение великолепного храма, он становился все ненавистнее народу своими злодействами и господствовавшим при его дворе развратом; с годами, он делался все более свирепым; в последние годы его царствования яд и палачи играли большую роль при безбожном дворе иерусалимском. Народ с нетерпением ждал смерти Ирода; в особенности горячо желали ее гонимые им фарисеи.

За пять дней до смерти [4 до Р. Х.] Ирод велел казнить своего старшего сына, Антипатра, который, перессорив царское семейство и погубив братьев своими клеветами, задумал убить отца, но вместо того, чтобы овладеть престолом, попал в темницу и был убит.

 

Потомки Ирода и переход Иудеи под власть Рима

По смерти Ирода Иудейское царство быстро стало разрушаться. Он разделил его на четыре части между своими сыновьями и родственниками, постановил, что сын его Архелай, которому он отдал Иерусалим, должен быть старшим над остальными государями. Ненависть народа к его династии была так сильна, что постоянно происходили мятежи, и народ стал считать присоединение страны к сирийской провинции спасением себе. Пятьдесят депутатов, избранных народом, представили правителю Сирии Квинктилию Вару просьбу, чтоб он ходатайствовал у Августа о принятии Иудеи под непосредственное управление Рима. Император согласился. Из уважения к памяти Ирода, он оставлял несколько лет Архелая владетелем Иерусалима; но жалобы иудеев на жестокости Архелая усиливались; после десятилетнего правления, Август сослал его в Галлию; там он и умер [7 по Р. Х.]. Таким образом, Иудея стала римскою областью. Но народ Божий сохранил свою веру, свои законы, сберегал и под чуждою властью свои вечные надежды, свои национальные особенности.