Союзы Этолийский и Ахейский.

 

Упадок культурных государств Греции

Прежние культурные города и федеративные государства Греции во время войн диадохов все более и более поглощались македонским царством. В крепостях стояли иноземные гарнизоны, подавлявшие всякое патриотическое движение. Взаимная вражда партий заглушала любовь к свободе и национальной независимости; философский космополитизм притуплял прежнюю энергию народного чувства. Пошлые удовольствия, спектакли, праздники, умственные интересы отвлекали людей от серьезной заботы о благе государства. История Полибия и отрывки других тогдашних писателей изображают нам печальную картину политического и нравственного распадения Греции. В Спарте учреждения Ликурга потеряли всякую жизненность, превратились в узкую олигархию; служба в наемниках у иноземцев стала спартанским ремеслом. В Афинах интересы государства и законного порядка, военное дело, заботы о благе родины были оттеснены на второй план художественными и литературными интересами, ученой деятельностью, философскими исследованиями. Фивы снова были главою восстановленной Беотийской федерации, имевшей довольно большое войско; но нравы фиванцев были испорчены и грубы. До нас дошел отрывок, в котором историк и философ Дикеарх изображает фиванские нравы во времена диадохов; из этого отрывка и замечаний, встречающихся у Полибия, мы видим, что фиванцы проводили время в пирах, пренебрегали и общественными и домашними делами, доказывали своею грубостью и надменностью справедливость издавна существовавшего мнения, что беотийцы народ необразованный и умственно слабый, а прекрасные женщины и девушки Фив забыли прежнюю строгость нравов и преданность родине, стали жить легкомысленно по обычаям Сикиона и Коринфа, хотя продолжали, по старинному, складывать свои русые волоса на верху головы и закрывать верхнюю половину лица белой вуалью. Таким образом, те государства, которые прежде имели преобладающее значение в истории Греции, падали все ниже и ниже, и на первый план исторической деятельности выступили два народа, которые до той поры мало участвовали в умственной жизни Греции, оставались почти чужды событиям её истории; это были этолийцы и ахейцы.

Этолийский союз

Этолийский союз на карте Греции эллинистической эпохи

Источник изображения

 

 

Этолийцы и Этолийский союз

Много столетий этолийцы жили в своих горах неукрепленными местечками, селениями и разбросанными домами в сельской просто те, почти не обращая на себя внимания других греков, оставаясь чужды их образованности, но также и овладевавшей ими изнеженности. Этолия, границами которой были на западе быстрый Ахелой, а на востоке Эвен, имела только на южном приморье плодородные равнины, удобные для земледелия; остальное пространство было гористое, допускавшее только охоту и скотоводство. Этолийцы вели суровый образ жизни, сохраняли старинную воинственность и грубую свободу тех времен, когда человеку принадлежало все, что приобретал его меч, когда разбой на суше и на море считался честным промыслом. Неукротимо отважные этолийцы предпринимали хищнические набеги под предводительством своих родоначальников и знатных людей, плавали грабить даже далекие берега Италии, Малой Азии, ходили наемниками в иноземную службу; а те, кто оставался дома, добывали себе земледелием, скотоводством и охотою достаточный средства на удовлетворение очень ограниченных потребностей своей грубой, простой жизни.

Оружие было у этолийцев украшением свободного человека, который почти никогда не снимал его. Вооруженные пращею и дротиком, этолийцы были страшны всем врагам своею физическою силою, ловкостью и необузданной отвагой. Принадлежностями национального костюма их были кавсия – белая шляпа с широкими полями, короткий хитон, оставлявший правую руку свободной, и высокие критские котурны; взбираясь на крутизны, они снимали обувь с правой ноги, чтоб ею держаться крепче. По умственному развитию они далеко отстали от других греков, которые поэтому чуждались грубых, гордых, хвастливых горцев и презирали их. Но впоследствии времени явилась и у них любовь и способность к искусствам, и когда они стали могущественны, они богато украсили колоннадами, храмами, картинами, статуями Ферм, где сходилось народное собрание их. Это было неукрепленное местечко, окруженное горами и плодородными холмами. Тут совершали они праздник своего союза, сопровождавшийся съездом купцов, гимнастическими играми, пирами; тут они совещались о своих делах, пируя: они всегда готовы были рисковать жизнью, но и любили пользоваться ею с буйным разгулом.

Этолийские местечки и округи издавна имели демократическое управление и находились между собою в федеративной связи, довольно слабой и мало стеснявшей независимость общин; только в македонское время, когда могущество других греческих государств было разрушено войнами и энергия их ослаблена привычкою к удобствам жизни, племенные союзы этолийцев соединились в общий этолийский союз, не столько для упрочения законного порядка, сколько для защиты от мести соседей за хищнические набеги; в грубом народе могли находиться задатки способности образовать сильную федерацию, но ему недоставало любви к порядку, уважения к закону, привычки к повиновению. Новая федеративная связь дала единство и систематичность нападениям этолийцев на соседей, и они расширили свои границы на запад, покорив эниадов, и на восток – овладев Навпактом. С того времени этолийцы стали принимать участие во всех важных войнах. Мужественно оборонялись они от македонского властолюбия, храбро сражались, помогая другим грекам защищать независимость в смутные времена упадка их энергии, всеми силами старались отвратить от Греции порабощение. Они защищали греческую свободу против Антипатра и Кассандра (стран. 256); они составляли главную силу войска, остановившего в Фермопилах буйное нашествие кельтов и разбившего в дельфийской области хищные орды Бренна; защита дельфийского святилища, глубоко уважаемого всеми греками и Амфиктионского союза, находившегося при этом святилище, сблизила этолийцев с другими греками, возвысила их репутацию; но прежнее устройство Амфиктионского союза (II, 119 и след.) было совершенно разрушено влиянием, какое приобрели теперь в Дельфах этолийцы: они присваивали себе все больше и больше голосов в совете Амфиктионов, так что наконец составили большинство в нем, и совещания Амфиктионов стали пустой формальностью; дельфийская амфиктиония сделалась орудием этолийской политики.

 

Внутреннее устройство Этолийского союза

Верховная власть по управлению делами этолийского союза принадлежала панэтолию, «собранию всех этолийцев», сходившемуся во время осеннего равноденствия в Ферме; каждый свободный этолянин мог приходить в это собрание и пользовался правом голоса в нем; в случаях надобности панэтолийское [общее этолийское] собрание было созываемо в других местах и в другое время. Оно решало дела о мире и войне, заключало союзы и другие договоры, отправляло и принимаю послов. Совещаниями его руководил главный сановник союза, называвшийся стратегом (полководцем); он был избираем на год. Ему было поручено исполнять решения союзного собрания, созывать войско; в походах он был главнокомандующим. Он получал значительную часть добычи, но не имел права голоса в совещаниях о войне и мире (вероятно для того, чтобы совещания велись беспристрастно). Союзная власть была не настолько сильна, чтобы мешать племенным родоначальникам самовластно предпринимать набеги с людьми, добровольно присоединившимися к ним; не имела она силы мешать и междоусобиям округов или общин. Помощником стратега был гиппарх (начальник конницы), должность которого важна была потому, что у этолийцев сформировалась хорошая конница с той поры, как они овладели некоторыми городами Фессалии. – Высшей административной и судебной властью по делам всего союза и округов его был Комитет апоклетов, называвшихся иначе синедрами (созаседающими); они были избираемы тоже на один год, некоторые панэтолийским собранием, другие племенными округами из числа местных аристократов. Под председательством стратега апоклеты заведовали текущими делами союза, решали процессы, разбирали ссоры между округами, охраняли права союза и составляющих его общин против внешних и внутренних врагов; в некоторых случаях назначали они особые комитеты, в которых иногда бывало до 30 членов. После стратега и гиппарха важнейшим союзным сановником был секретарь (grammateus, «писец»), обязанностью которого было составлять государственные акты и вести переписку союза. Он был обыкновенно избираем по жребию из нескольких кандидатов, одобренных союзным собранием. Все члены союза имели право гражданства во всем союзе, или, как это называлось, симполитию, т. е. каждый мог селиться во всякой общине, принадлежащей к союзу, приобретать в ней земельную собственность, заключать полноправный брак с дочерью гражданина другой общины, участвовать в собраниях граждан общины, где селился, подавать голос в них, быть избираем в ней на всякие должности. Этими правами пользовались не только этолийцы, но и другие греки, добровольно или не добровольно становившиеся членами союза, как например жители некоторых округов и городов Фессалии, Фокиды, Локриды, Мессении и пр. Элидяне, по низвержении тирании Аристотима, заключили договор с этолийским союзом; они и он обязаны были помогать друг другу в случаях надобности, но Элида осталась особым государством. Кефалления, напротив того, была подчинена этолийскому союзу, платила дань ему, и процессы кефалленских граждан были решаемы этолийским судом.