Эвгемер

Пирронизм сильно подрывал политеистическую веру народа; но еще более опасный удар ей был нанесен Эвгемером мессанским [ок. 340–260 гг.], последователем киренейской философии (II, 716). Человек ученый, даровитый, имевший большую житейскую опытность, он, подобно Пиррону, был спутником походов Александра Великого, потом был начальником экспедиции, посланной царем македонским Кассандром для исследования индийского моря. Возвратившись, он употребил свои обширные учения и житейские знания на разрушение обветшавшей народной веры и написал трактат, который назвал «Священной историей»; он доказывал в нем, что божества греческой религии были простые люди; это он подтверждал вымышленными надписями и другими документами, которые он, по его словам, нашел в храме открытого им счастливого острова Панхеи. По разъяснениям Эвгемера, весь мир греческих божеств оказывался созданием лжи, невежества, легковерия; это отнимало у политеизма всякое возвышенное значение, у народной веры божественный ореол, низводило языческую религию на степень пустой шарлатанской формалистики, уничтожало связь греческих верований с нравственностью. Трактат Эвгемера был написан простым языком, изложение было легкое; легенды о богах и героях и живые описания роскошной индийской природы делали чтение «Священной истории» занимательным; она очень понравилась тогдашней публике, любившей странное, пикантное; и хотя было очевидно, что рассказы о Панхее и о найденных на ней надписях – вымыслы, хотя Эратосфен и другие добросовестные ученые опровергали эти выдумки, мысли Эвгемера получили широкое распространение в образованных кругах. Неверие, овладевавшее давно предрасположенным к нему греческим обществом, стало через несколько времени овладевать и римским. В следующем столетии знаменитый поэт Энний перевел «Священную историю» на латинский язык. Плутарх проклинает Эвгемера, как разрушителя веры, христианские отцы церкви прославляют его, как разрушителя язычества. Учение Эвгемера, превращавшее Олимп народной веры в жилище людей, благоприятствовало стремлению царей пользоваться божескими почестями, и вероятно нравилось им; если так, то это должно было содействовать его распространению.

 

Содержание «Священной истории» Эвгемера

Передаем по Герлаху (Historische Studien) и по Кортюму содержание «Священной истории» Эвгемера. Это нечто вроде историческо‑философского романа. Эвгемер говорит, что в своем плавании по Индийскому океану он открыл на юго-востоке от счастливой Аравии группу островов, прекрасных, изобилующих всякими благами, богатых произведениями искусств; главный из этих островов Панхея (Цейлон?). Жители Панхеи очень образованный народ; некоторые из их предков были переселенцы с Крита. Население делится на сословия жрецов, воинов и земледельцев: художники и ремесленники принадлежать к двум первым сословиям, пастухи в сословие земледельцев. Государством правят жрецы, отличающиеся от других сословий одеждою; они заведуют общественным имуществом; они и судьи, они и администраторы. Они живут в священном округе, в центре которого поднимается высокая гора, называющаяся Престолом Урана или Олимпом Трифилийским. Там, стоит и главный храм, изумительно громадный и великолепный, украшенный барельефами и статуями. Самая удивительная вещь в нем – золотая колонна; она покрыта панхейскими или иероглифическими надписями, объясняющими, что такое божества; эти надписи говорят, что Уран, Крон и в особенности Зевс были завоеватели; что Зевс первой женой своей имел свою сестру Геру, от которой родились у него куреты; от второй жены Деметры родилась у него Персефона, от третьей, Фемиды Афина; что он завоевал много стран, заключил союз гостеприимства с Белом вавилонским, соорудил на острове Панхее жертвенник своему деду Урану, царствовал долго и счастливо, и что наконец жрецы и народ стали воздавать ему божеские почести. Главным местопребыванием его была гора Олимп на острове Панхее; там он, когда был царем, особенно любил жить, там творил суд и любезно принимал всех сделавших какие‑нибудь полезные изобретения. Он пять раз победоносно прошел с войском по всей земле и повсюду ставил памятники своих побед; по страху, по раболепству в отчасти по легковерию, народы, после некоторого сопротивления, поддались хитрости жрецов, говоривших, что он верховный бог и стали боготворить этого счастливого завоевателя; таково же происхождение божеских почестей, оказываемых другим небожителям: все они люди, которых народы стали обожать, или как завоевателей, или за какие‑нибудь заслуги. Народы не хотели помнить, что эти божества были людьми и что, например, на Крите существует гробница Зевса, ясно показывающая, что он был человек. Жреческое сословие, владычествующее на Панхее, правит народом мудро и кротко. Кроме жилищ и маленьких садов при них, там нет частной собственности. Продукты труда земледельцев, пастухов и пр. отдаются правительству и потом распределяются жрецами между жителями, соразмерно надобностям каждого.