Итоги Франко-прусской войны подвёл Франкфуртский мир 1871 года. Франция потеряла по нему Эльзас и значительную часть Лотарингии с полуторамиллионным населением, на две трети немецким, на одну треть французским, обязалась выплатить 5 миллиардов франков (т. е. 1875 миллионов рублей по теперешнему курсу) и должна была подвергнуться немецкой оккупации к востоку от Парижа до уплаты контрибуции. Пленных, захваченных во Франко-прусской войне, Германия освободила немедленно, а их было в этот момент более 400 тысяч человек.

Франко-прусская война. Карта

Франко-прусская война. Карта. Точечной линией обозначена граница территории, отошедшей к Германии по Франкфуртскому миру

 

Результаты Франко-прусской войны 1870 – 1871 гг. были громадны.

Франция превратилась в республику и потеряла две провинции. Северогерманский союз и южногерманские государства объединились в Германскую империю, территория которой была увеличена присоединением Эльзас-Лотарингии.

Австрия, все еще не терявшая надежды отомстить Пруссии за поражение в войне 1866 года, окончательно отказалась от мысли вернуть себе прежнее преобладание в Германии.

Италия овладела Римом, и многовековая светская власть римского первосвященника (папы) тем самым прекратилась.

Франко-прусская война имела важные итоги и для русских. Император Александр II воспользовался поражением Франции для того, чтобы еще осенью 1870 г. объявить остальным державам, что Россия больше не признаёт себя связанною Парижским трактатом 1856 года, запрещавшим ей иметь на Черном море военный флот. Англия и Австрия протестовали, но Бисмарк предложил уладить дело на конференции, которая и собралась в Лондоне в начале 1871 г. России здесь пришлось согласиться в принципе, что международные трактаты должны всеми соблюдаться, но новый договор, составленный на конференции, тем не менее, удовлетворил требование России. Султан вынужден был с этим примириться, и Турция, лишившись в лице Наполеона III своего защитника и покровителя, на время подпала под влияние России.

После Франко-прусской войны политическое преобладание в Европе, принадлежавшее при Наполеоне III Франции, перешло к новой империи, как раньше сама Франция вследствие своих побед в Крыму отняла это преобладание у России конца царствования Николая I. Та роль в международной политике, какую играл «тюильрийский сфинкс» Луи Наполеон, по итогам Франко-прусской войны перешла к «железному канцлеру» Германской империи, и Бисмарк надолго сделался пугалом Европы. Ожидали, что после войны на три фронта (с Данией, Австрией и Францией) он начнет войну и на четвертом фронте, с Россией. Ожидали, что Германия захочет овладеть всеми землями, где только есть немцы, т. е. немецкими частями Австрии и Швейцарии и прибалтийскими губерниями России, а, кроме того, Голландией с её богатыми колониями; ожидали, наконец, и новой еще войны с Францией, которая не мирилась с потерей двух провинций, и в которой была очень сильна идея «реванша», т. е. отместки за поражение и возвращение потерянных областей. Бисмарк после Франко-прусской войны при каждом удобном случае заявлял, что Германия «вполне насыщена» и будет только охранять общий мир, но ему не верили.

Отто Бисмарк

Отто фон Бисмарк. Фото 1871

 

Мир, однако, не нарушался, но это был вооруженный мир. После Франко-прусской войны последовало усиление милитаризма: введение в разных государствах всеобщей воинской повинности по прусскому образцу, увеличение численного состава армий, усовершенствование вооружений, переустройство крепостей, усиление военных флотов и пр. и пр. Между великими державами началось нечто вроде бега наперегонки, что сопровождалось, конечно, постоянным возрастанием военных бюджетов, а вместе с ними налогов и в особенности государственных долгов. Целые отрасли промышленности, связанные военными заказами, получили после Франко-прусской войны необычайное развитие. Один «пушечный король» Крупп в Германии, во второй половине восьмидесятых годов, мог похвастаться тем, что на его заводе было изготовлено по заказу 34 государств более 200.000 орудий. Дело в том, что вооружаться, реформировать свои войска, вводить всеобщую воинскую повинность и т. п. стали также второстепенные государства, опасавшиеся за свою независимость или же, как это было в Бельгии и Швейцарии, за свой нейтралитет в случае нового крупного столкновения, подобного франко-прусской войне. Мир между великими державами не нарушался после 1871 г., как и в период между 1815 и 1859 г.; только Россия в конце семидесятых годов вела новую войну с Турцией.

Таковы были итоги Франко-прусской войны 1870-1871, создавшей в Европе преобладание Германской империи.