Даву (Луи-Николя Davoust), герцог Ауэрштедтский, князь Экмюльский – один из лучших маршалов Наполеона. Даву родился 10-го мая 1770 года в местечке Анну, в департаменте Ионны (до революции 1789 – Бургундия). Он происходил из дворянской фамилии и учился в Бриеннской военной школе, в одно время с Бонапартом.

На пятнадцатом году жизни Даву вступил подпоручиком в один кавалерийский полк. Несмотря на свое дворянское происхождение, он примкнул к начавшемуся вскоре революционному движению и в 1790 сделал попытку взбунтоваться против своего генерала. Отданный под суд и исключенный из полка за неповиновение, он явился в 1792 году к Законодательному Собранию, говорил о низложении короля и требовал службы. Тотчас же назначенный батальонным командиром третьего волонтерского Ионнского полка, Даву проявил в северной армии редкую храбрость и неустрашимость. Он приказал своему батальону стрелять по генералу Дюмурье, когда тот завел переговоры с неприятелем (1793), и принудил его бежать к австрийцам. Это рвение к республиканизму имело последствием возвышение Даву в бригадные генералы. Он участвовал в памятном сражении при Неервиндене (1793), но декрет, исключавший дворян из военной службы, временно остановил его на пути к высшим чинам. Когда эпоха якобинского террора миновала (после падения Робеспьера 27-го июля 1794), Даву вступил в Мозельскую армию и был при блокаде Люксембурга. Потом он служил на Рейне, под начальством Пишегрю, и при сдаче Мангейма попал в плен. Но скоро случился размен пленных, и Даву, вступив под команду к Моро, приобрел уважение войска при переходе через Рейн (1797) и при разных других кровопролитных случаях.

Маршал Даву

Маршал Луи Николя Даву. Художник П. Готеро

 

После заключения мира в Кампо-Формио Даву пристал к Бонапарту и принял участие в его Египетской экспедиции. Он командовал вместе с Дезе (Desaix) в Верхнем Египте, разбил несколько раз Мурад-Бея и немало содействовал победе при Абукире. Возвращаясь из Египта, Даву едва не погиб у берегов Сицилии, но, уцелев от этой опасности, попал в руки англичан. Адмирал Кит целый месяц держал его в Ливорно, под караулом. После освобождения Даву был осыпан похвалами от Бонапарта за свои действия в Египте и пожалован в дивизионные генералы. Затем он был поставлен (1803) во главе войск постоянного лагеря в Брюгге, а после вступления Наполеона на императорский престол (1804) – сделан маршалом, кавалером большого креста Почетного Легиона и главным начальником императорских гренадеров. Приверженность к Бонапарту, переходившая в поклонение, послужила для Даву источником милостей последнего. Ещё в 1801 Наполеон женил Даву на свояченице своей сестры, Полины.

С началом войны против Австрии и России в 1805 году маршал Даву поспешил с первым корпусом из Булонского лагеря к Ульму и со славою участвовал в окружении здесь Макка, занятии Вены и Пресбурга и Аустерлицком сражении. В войну с Пруссией (1806-1807), в тот самый день, когда Наполеон разбил часть прусской армии у Иены, Даву, уступая противнику почти вдвое численностью, разгромил под Ауэрштедтом главные силы пруссаков (герцога Брауншвейгского), искусно и успешно преградив им путь к реке Унструт и открыв французам дорогу в Берлин. За эту победу маршал Даву получил от Наполеона титул герцога Ауэрштедтского. Отсюда Даву двинулся в прусскую Польшу и принимал деятельное участие в битвах при Прейсиш-Эйлау, Гейльсберге и Фридланде (1807). В сражении при Прейсиш-Эйлау на него было возложено ведение главной атаки в охват левого фланга русской позиции. Даву не без основания упрекают в разных жестокостях в течение этого похода и особенно в сожжении Лауэнбурга. В 1808 г. он был назначен главнокомандующим армией в Германии.  

В войне с Австрией 1809 года маршал Даву командовал одним из сильных корпусов, с которым, удачно совершив фланговый марш из Регенсбурга к р. Абенс, способствовал сосредоточению французской армии, предупрежденной в этом отношении австрийцами. Пока Наполеон, прорвав стратегический фронт австрийской армии, громил её левое крыло, Даву, несмотря на слабость сил, искусными действиями против правой группы армии эрцгерцога Карла, подготовил успех Экмюльского боя, после которого оба крыла австрийцев были бесповоротно разобщены. В сражении под Ваграмом он действовал на правом фланге французов и после нескольких атак, овладев Нейзиделем, оттеснил к Ваграму австрийские корпуса Розенберга и Гогенцоллерна. За действия в битве при Экмюле Наполеон присвоил маршалу Даву титул князя Экмюльского.

После заключения мира Даву вновь был поставлен во главе французских войск в Германии и Польше и до такой степени жестоко обходился с их жителями, что они вынуждены были послать к Наполеону депутацию с жалобой на него. Эта депутация не имела успеха. В 1811 Даву был назначен генерал-губернатором департамента «Устья Эльбы». Под скромным званием командира обсервационного корпуса на Эльбе, маршал Даву организовал и снарядил для уже подготавливаемого похода в Россию небывалой численности армию, в которой сам он командовал корпусом в 5 пехотных дивизий (до 70 тысяч человек). У Даву же получали обработку те многочисленные сведения о России, которые столь тщательно собирались Наполеоном перед войной 1812 года.

С началом похода Бонапарта в Россию маршал Даву был двинут в промежуток между армиями Барклая и Багратиона, но, отразив у Салтановки (близ Могилёва) Раевского, не смог помешать соединению двух русских армий у Смоленска. 5 августа 1812, под Смоленском, корпус Даву вел атаку на Молоховские ворота. Даву был ранен в Бородинском сражении. Во время отступления французов из России, он долго сохранял порядок в своем корпусе, сражался под Вязьмою и Красным, но, после поражения под Вязьмой, был заменен Неем. Лишившись в конце концов остатка войск, Даву, подобно другим наполеоновским маршалам, вынужден был бежать в Германию.

В начале военных действий 1813 года маршал Даву был назначен командующим французских сил на нижней Эльбе, занял Гамбург и Любек, а потом действовал против графа Вальмодена в Мекленбурге, Ганновере и Голштинии. Однако на этот раз Даву оказался довольно бездеятельным: он не оказал поддержки ни Удино, ни Нею в их наступательных операциях против Берлина, оставив без помощи и дивизию Пеше, почти уничтоженную при Герде. После Лейпцигского сражения, он заперся в Гамбурге, был там осаждён армией генерала Беннигсена и защищался упорно и мужественно. Обстоятельства принудили тогда Даву к жестоким поступкам с жителями этого города, из-за чего он навлек на себя общую ненависть и проклятие. Это вызвало с его стороны оправдания, изложенные в брошюре, которая была издана в 1814 г., после реставрации Бурбонов, под заглавием «Мемуар маршала Даву для Людовика XVIII». Беспристрастное судилище истории оправдало Даву, а военные люди уже тогда были убеждены в том, что для сохранения вверенного ему города и войска, он не мог действовать иначе. Получив известие о низложении Наполеона, Даву сдал Гамбург союзникам и возвратился во Францию, где возведённый на престол союзниками Людовик XVIII позволил ему уехать в свое поместье Савиньи.

Там он оставался, пока Наполеон не вернулся с острова Эльбы и не сделал его во время Ста дней своим военным министром (21 марта 1815). Во всех распоряжениях Даву была видна горячая привязанность к Бонапарту. В несколько недель, благодаря изумительной деятельности, он реорганизовал армию и дал императору средства в последний раз померяться силами с коалицией. После битвы при Ватерлоо Даву старался склонить палату депутатов к продолжению борьбы, представляя ей существо дела не так, как оно в действительности обстояло. Когда союзники явились под Парижем, Даву подписал с ними капитуляцию (3 июля 1815 г.), в силу которой он мог перейти с остатками армии на левый берег Луары. Там он передал начальство маршалу Макдональду.

В 1819 г. маршалу Даву был пожалован титул пэра Франции. Он умер 1 июня 1823 года. Даву был искусный полководец и храбрый воин, но сурового характера. Храбрый, предусмотрительный, с некоторой склонностью к осторожному образу действий и пунктуальности, Даву, в плеяде наполеоновских маршалов, выделялся как самостоятельный вождь и как суровый исполнитель долга, сохранявший в войсках не только дисциплину, но и обуздывавший, по возможности, грабительства и насилия.

Воспоминания Луи-Николя Даву напечатаны его дочерью: «Маршал Даву, князь Экмюльский, в рассказах близких и его самого», Париж, 1879-1880. Переписка Даву была издана в Париже: «Неизданная корреспонденция Даву с 1790 по 1815» (1887). См. также книги Шенье «История жизни маршала Даву» (Париж, 1866) и Монтегю «Маршал Даву» (Париж, 1882).