Общая характеристика феодального строя Европы дана в статье Феодализм на Западе

Чтобы вести жизнь рыцаря, надо было иметь средства жить, не работая. В Средневековье феодал – лишь тот, кто получает достаточный доход, чтобы содержать себя. Обычно этот доход обеспечивался землей. Феодал владеет поместьем, а так как честь не позволяет ему обрабатывать его лично, то он возлагает эту обязанность на своих держателей. Таким образом, феодал почти всегда эксплуатирует, по крайней мере, несколько крестьянских семейств. По отношению к этим держателям он – сеньор (по-латыни dominus, отсюда – испанское don). Обладание доходом есть практическое условие для того, чтобы быть дворянином. Но по размерам богатства между средневековыми феодалами существует резкое неравенство, на основании которого устанавливается ряд степеней, начиная с оруженосца и заканчивая королем. Современники очень ясно различали эти степени и даже отмечали их особыми именами. Иерархия этих степеней и есть средневековая «феодальная лестница». (См. также Феодальная иерархия.)

 

Феодальная лестница. Кратко. Слушать аудиокнигу

 

Высшую ступень феодальной лестницы занимают князья, обладающие титулом (короли, герцоги, маркизы, графы), суверены целых провинций, владельцы сотен деревень, способные приводить на войну несколько тысяч рыцарей.

Феодальная лестница

Феодальная лестница

 

Ступенью ниже на феодальной лестнице Средневековья стоят знатнейшие из дворян, обычно владельцы нескольких деревень, ведущие с собой на войну целый отряд рыцарей. Так как они не имеют официального титула, то их обозначают простонародными названиями, смысл которых не ясен и несколько растяжим; эти названия в разных странах различны, но употребляются как синонимы. Наиболее употребительные из них: барон – на западе, в Южной Франции и в нормандских странах, сир, или сеньор [1] – на востоке («барон» обозначает мужа, мужчину по преимуществу; «сир» – вождь и господин). В Ломбардии их называют капитанами, в Испании – «рикос омбрес» (ricos hombres, богатые люди). В Германии говорят «герр» (herr), что соответствует названию сеньор, в Англии – лорд; на латинский эти названия переводятся словом dominus (господин). Позднее их называли также баннеретами (bannerets) [2], потому что, чтобы собрать своих людей, они прикрепляли к концу своего копья четырехугольное знамя (bannière).

Еще ниже на феодальной лестнице стоит вся масса древней знати – рыцари (французский шевалье (chevalier), немецкий Ritter, английский knight, испанский кабальеро (caballero), латинский miles), владельцы одного поместья, которое, в зависимости от богатства страны, состоит из целого села или из части его. Почти каждый из них служит какому-нибудь стоящему выше по феодальной лестнице крупному собственнику, от которого он получает поместье; они сопровождают его в походах, что однако не мешает им воевать и на свой риск. Их называют иногда bacheliers, в Ломбардии – vavasseurs. Встречается и меткое название miles unius scuti, что означает – воин об одном щите, то есть рыцарь, не имеющий в своем распоряжении другого воина.

На последней ступени средневековой феодальной лестницы стоят оруженосцы. Первоначально – простые военные слуги рыцаря, они становятся потом владельцами некоторого количества земли (равного тому, что мы теперь называем крупным поместьем) и в XIII в. живут господами среди своих держателей. В Германии их называют Edelknecht (благородный слуга), в Англии – сквайр (squire) (испорченное ècuyer – щитоносец), в Испании – infanzon. Они-то в XIII в. будут составлять массу дворянства, и в последующие столетия горожанин, возведенный в дворянство, будет гордиться титулом оруженосца.

Таким образом, на средневековой феодальной лестнице можно различать четыре ступени, которые в общих чертах соответствуют современным военным чинам: князья, герцоги и графы – наши генералы, бароны – капитаны, рыцари – солдаты, оруженосцы – прислуга. Но в этой странной армии, состоящей из воюющих друг с другом отрядов, где ранг и положение на феодальной лестнице определяется богатством, совместная жизнь в конце концов настолько смягчает неравенства, что все, от генерала до слуги, начинают чувствовать себя членами одного и того же класса. Тогда дворянство окончательно складывается и тогда же оно окончательно замыкается и изолируется.

В XIII в. привыкают строго различать две категории людей: дворян, или благородных (gentilshommes), и недворян, которых во Франции называют hommes coutumiers (людьми обычая, coutume'a) или homme de poste (то есть potestatis – подвластными людьми); название roturier (разночинец) не употребляется в Средние века. Эти категории становятся строго наследственными. Дворянские семьи, принадлежащие к любой из ступеней феодальной лестницы, отказываются вступать в родство с потомками недворянских фамилий. Тот, кто не родился от дворянина, не может сделаться рыцарем, даже если он достаточно богат, чтобы вести жизнь рыцаря; дочь недворянина не может выйти замуж за дворянина; тот, кто женится на ней, вступает в неравный брак и этим обесчещивает себя; феодальные семьи не будут принимать его супругу, и к его детям дворяне не будут относиться, как к равным себе. Эта наследственность, менее строгая в документах предшествующих столетий, становится потом преобладающей чертой средневекового феодального общества и господствует вплоть до XVIII в.

По мере того, как различия между дворянами сглаживаются, организованное в феодальную лестницу дворянство все более отдаляется от остальной части нации. Прочнее всего дворянский дух утвердился во Франции и Германии. В Испании, и особенно на юге, он слабее, вследствие соприкосновения с богатым населением мавританских городов, в Италии и, может быть, также на юге Франции – из-за могущества купеческого класса. В Англии, где военно-феодальные привычки рано исчезли, сквайр ничем не отличается от богатого крестьянина; здесь граница устанавливается гораздо выше – между лордами и остальной частью народа; привилегированный класс состоит лишь из высшей аристократии, которая очень малочисленна.



[1] Sire – именительный падеж, seigneur – винительный.

[2] Перешло в английский язык в искаженной форме baronet.