Общая картина крестоносного движения дана в статье Крестовые походы - кратко

Восьмой Крестовый поход проходил в 1270 – 1272 годах. Продолжительное пребывание Людовика IX после Седьмого Крестового похода в Палестине и меры французского короля к упрочению христианского владычества на Востоке не могли восстановить и поддержать христианские колонии, и последние, после отъезда Людовика во Францию, стали быстро клониться к окончательному упадку. До 1260 г. положение Палестины было еще относительно не опасно, благодаря постоянным раздорам между сарацинами. Но в 1260 г. египетским султаном стал мужественный вождь мамелюков Бейбарс, решивший покончить с палестинскими христианами. Несколько раз вторгаясь в Палестину, Бейбарс жестоко опустошил её и овладел всеми важнейшими городами христиан, оставив в их руках лишь Триполи и Акру. Мольбы восточных христиан к своим западным единоверцам о помощи оставались без результатов. Увлечение Крестовыми походами исчезло. Кроме того, народы Западной Европы были слишком заняты своими внутренними делами и политическими смутами, чтоб обращать внимание на отдаленные палестинские княжества. Только в одной Франции просьбы восточных христиан встречали более сочувственный отклик и то, главным образом, благодаря лично королю Людовику IX Святому, близко принимавшему к сердцу все дела религии. Некоторое влияние оказывало здесь и желание французов смыть позор, тяготевший на родном оружии со времени неудачи Седьмого Крестового похода.

После секретных переговоров с папой Климентом IV, Людовик объявил о своем решении предпринять Восьмой Крестовый поход; но большинство аристократии и рыцарей, помня тягости и ужасы предшествующего похода, отказались принимать крест. Однако Людовик сумел склонить их следовать за собою, хотя никто не переставал смотреть на предприятие короля, как на величайшее несчастие. Значительные затруднения встретил Людовик также и при сборе необходимых для похода денег: духовенство, больше думавшее о своих выгодах, чем о делах христианства, согласилось уплатить десятину со своих доходов лишь после приказа папы исполнить это под угрозою отлучения от церкви. Вместе с благословением Людовика, папа приказал проповедовать Восьмой Крестовый поход и в других государствах Европы, но проповеди эти успеха не имели, и крест приняли лишь сравнительно немногие в Англии, Шотландии и Португалии. Крестоносцы последней, впрочем, не приняли участия в общем походе. Не дождавшись Людовика, они отправились в Палестину морем; большинство их кораблей было рассеяно бурей, и лишь немногие прибыли в Святую Землю.

Статуя Людовика Святого

Конная статуя Людовика Святого у базилики Сакре-Кёр (Париж)

Источник фото

 

Между тем Людовик продолжал приготовления. Так как решено было снова, как и в Седьмом Крестовом походе отправиться морем, то со значительными затруднениями были наняты корабли у Генуи. 4 июля армия Людовика (до 60 тысяч хорошо вооруженных крестоносцев) отплыла в Восьмой Крестовый поход из Марселя. При армии, кроме короля, находились три его сына и английский наследный принц. Определенного плана составлено не было, и только когда крестоносцы прибыли на Сардинию, был возбужден вопрос, куда направить удар. Большинство советовало немедленно двинуться против сильнейшего врага христиан, египетского султана Бейбарса, желая вместе с тем смыть позор франц. оружия на том же театре, где оно потерпело неудачу. Но другие, и во главе их брат Людовика IX, король Сицилии Карл Анжу, также принявший крест, настаивали на предварительном захвате Туниса. Они говорили, что это обеспечит сообщения крестоносцев с Европою, хотя главнейшей причиной, склонявшей к этому маршруту, было желание короля Сицилии воспользоваться армией Восьмого крестового похода для разгрома врага, вредившего торговле Неаполя и Сицилии на Средиземном море.

К сожалению, Людовик склонился на сторону последнего мнения, что объясняется его желанием распространить на африканском берегу христианство, желанием, которое доказывает, с одной стороны, рвение короля к христианской вере, а с другой – непонимание им основных правил ведения войны. В Восьмом Крестовом походе Людовик повторил свои же ошибки похода Седьмого: он отплыл в Африку, не дождавшись армии короля Сицилии, и рисковал быть разбитым по частям. По прибытии 20 июля к Тунису, король не воспользовался отсутствием противника для немедленной высадки, а выполнил ее на другой день, когда сарацины, хотя и не в значительных силах, собрались для отражения врага. Наконец, высадившись, Людовик не двинулся вперед для достижения цели похода, но, укрепившись, остался в бездействии, ожидая короля Сицилии. Такое беспричинное бездействие, оказавшее столь пагубное влияние на исход Седьмого Крестового похода, стало и причиной неудачи Восьмого, так как, во-первых, дало владетелю Туниса время и возможность собрать многочислен, войско и окружить армию крестоносцев, а, во-вторых, послужило причиной голода и болезней среди не привыкших к африканскому климату европейцев.

Вскоре в рядах крестоносцев начала свирепствовать чума, вырывавшая ежедневно массу жертв, в числе которых оказался и Людовик IX. В день смерти последнего к африканскому берегу прибыл король Сицилии со своей армией и принял начальство над осиротевшими крестоносцами. Ряд одержанных ими мелких успехов над сарацинами побудил последних начать мирные переговоры, к которым склонялось и большинство участников Восьмого крестового похода, лишившихся своего главного руководителя, бывшего душой похода. 31 октября было заключено 10-летнее перемирие на условиях, выгодных для христиан (отпуск пленных, значительная контрибуция и прочее) и особенно для короля Сицилии, достигшего своей цели – ослабления врага на Средиземном море.

Людовик Святой в Восьмом Крестовом походе

Смерть Людовика Святого в Тунисе во время Восьмого Крестового похода. Художник Жан Фуке, ок. 1455-1465

 

После этого крестоносцы вернулись на остров Сицилию. Потеряв инициатора Восьмого Крестового похода, они уже более не думали о движении в Палестину. Только наследный принц английский (будущий король Эдуард I), с 300 рыцарями и 500 фризскими крестоносцами, отправился в Святую Землю. Здесь, соединившись с тамплиерами и иоаннитами (всего около 7 тысяч) и добившись нескольких частных успехов над сарацинами, принц вскоре заключил с Бейбарсом мирный договор, состоявшийся исключительно потому, что египетскому султану необходимо было собрать силы для борьбы с монголами.

Закончившийся таким образом Восьмой Крестовый поход был последним значительным предприятием Запада для освобождения Святой Земли. С точки зрения военного искусства, поход этот представляет лишь отрицательные результаты.