С началом XVII века начинается блестящее развитие западной науки, ознаменованное великими открытиями людей, заслуживших бессмертную славу. В Германии это развитие ознаменовалось деятельностью гордости нации, Иоганна Кеплера.

Кеплер родился в 1571 году в маленьком Вейле-Городе (Weil die Stadt). Семейство его жило в бедности; отец и мать не могли доставить сыну хорошего воспитания. Благодаря пособию герцога вюртембергского мальчик получил возможность учиться в школе соседнего города Леонберга, потом юноша учился в тюбингенском университете. Он занимался сначала богословием. Но Местлин, бывший тогда в Тюбингене профессором математики и астрономии, превосходный специалист по этим отраслям знания, внушил ему любовь к ним и ознакомил его с системой Коперника.

Портрет Кеплера

Портрет Иоганна Кеплера, 1610

 

В 1593 году Иоганн Кеплер поехал по приглашению в Грац, чтобы стать там профессором математики и нравственной философии. В Граце он стал приобретать известность своими учеными трудами; они обратили на него внимание знаменитейшего из тогдашних астрономов, Тихо Браге. Но Иоганну недолго пришлось спокойно жить в Граце. Фанатизм католиков не допустил убеждённого протестанта прочно поселиться в католической земле. Повеление эрцгерцога Фердинанда, изгонявшее всех протестантов из Штирии, принудило удалиться и Кеплера, бывшего тогда уже семейным человеком; Тихо Браге пригласил его к себе в Прагу.

 

«В начале августа больше тысячи человек, в числе их и я, были изгнаны из Граца, – писал Кеплер одному из своих друзей в Швабию. – Браге пригласил меня приехать к нему в Прагу; я хочу перевезти свое семейство в Линц и оттуда ехать в Прагу один, чтобы переговорить об условиях; если представятся слишком большие неудобства, я возьму свое семейство и из Линца приеду к вам; буду учиться медицине; быть может, у вас найдется местечко для меня; потому что я очень обеднел. Моя жена происходит из зажиточного семейства; но все её состояние – земельная собственность, а земля теперь совершенно потеряла цену, – даже и вовсе не может быть продана, потому что для продажи нам (изгоняемым протестантам) дано только полтора месяца срока, по окончании которого запрещено отдавать наши земли в аренду (то есть они конфискуются). Это большое несчастье. Но я знаю теперь, как сладко вместе с братьями (по религии) терпеть за веру во славу Божию разорение, расставаться с домом и друзьями. Если мученичество имеет такое свойство, что с размером несчастия растет и радость, то легко идти за веру на смерть».

 

В Праге положение Иоганна Кеплера устроилось не так хорошо, как он сначала надеялся. По просьбе Браге, ему был дан титул императорского математика; но он был только помощником Тихо Браге, холодного и надменного человека. Жалованье ему выдавалось очень неисправно, так что часто он с семьёй терпел крайнюю нужду. Зато он имел в Праге средства работать для науки: в его распоряжении находились великолепные инструменты и многочисленные наблюдения Тихо Браге. По смерти этого начальника, положение Кеплера стало еще тяжелее. Наконец, в 1613 году, он был приглашен на кафедру математики в Линц. Избавленный этим от нужды, он мог спокойно заняться трудами, результатом которых было его великое открытие.

Мать его, жившая на родине, подверглась обвинению в колдовстве; Кеплер поехал защищать ее. Все население было убеждено в основательности обвинения. Духовенство возбуждало народ против обвиненной, судьи верили обвинению. Когда приехал Иоганн, процесс находился уж в таком положении, что обвиненной предстояла пытка и смерть. Кеплер добился пересмотра процесса и оправдания матери. Он любил родину и желал поселиться там; несколько раз начинал хлопоты о получении там должности. Но так же как католический фанатизм изгнал его из Штирии, так лютеранский не допустил его жить в родной области: Кеплер не соглашался подписать осуждение кальвинистского вероисповедания и принять лютеранское учение о евхаристии; потому вюртембергское правительство отвечало на его просьбу, что не даст ему никакой должности. Он не мог возвратиться на родину и умер в Регенсбурге 15 ноября 1630 года.

 

Продолжение – см. в статье Кеплер, открытия – кратко.