Нельсон Горацио, знаменитый английский адмирал, лорд, виконт Нильский и Бёрнем-Торпский (Burnham Thorpe), герцог Бронтский, кавалер ордена Бани, сицилийских, святого Фердинанда и Достоинства, большого креста и турецкого Полумесяца.

Третий сын Эдмонда Нельсона, священника Бёрнемского, в графстве Норфолк, Горацио Нельсон родился 29 сентября 1758 года. Первоначальное образование он получил в публичной школе, в Норвиче, а потом учился в Норт-Уэлшеме. 12-ти лет от роду молодой Нельсон вступил он на линейный корабль «Резонебль», капитан которого, Саклинг, был его дядей со стороны матери. В 1770 году между Англиею и Испаниею готова была разгореться война за Фолклендские острова, и этому кораблю назначено было выступить в поход, но едва возникшие несогласия между державами вскоре прекратились, и экипаж «Резонебля» был распущен. Саклинг, недовольный нерадивостью своего племянника, уговорил его отправиться в Индию, на одном купеческом корабле, под надзором Джона Ретбона. Но возвращении оттуда, молодой Горацио Нельсон вступил снова в королевский флот, на 74 пушечный корабль «Триумф», также находившийся под начальством дяди его, Саклинга. Из верных источников известно, что герой Трафальгара в юности питал к морской службе сильное отвращение, которое Саклинг лишь с немалым трудом успел в нем искоренить.

Адмирал Нельсон

Адмирал Горацио Нельсон. Портрет работы Л. Ф. Эбботта, 1799

 

Под начальством капитана Фипса (впоследствии лорд Мюльграв), Нельсон участвовал в ученом путешествии к северному полюсу и имел случай при Шпицбергене обнаружить свои способности. 10 апреля 1777 года, получив чин лейтенанта, он отправился с Саклингом в Вест-Индию. Вскоре ему самому дали в управление корабль и вместе с тем, в 1779 году, чин капитан-лейтенанта. В следующем году Горацио Нельсон отличился при взятии испанского форта Сан-Хуан, командуя в этом деле фрегатом «Хинчинбрук», и имя его с почестью было помещено в официальных известиях. После заключения мира, Нельсона послали на фрегате «Борей» к Подветренным островам, против контрабандистов; при этом случае герцог Кларенский (впоследствии король Вильгельм IV) под его начальством командовал кораблем «Пегас». С тех пор оба они сделались искренними друзьями.

Возвратившись в Англию, Нельсон женился на вдове Нисбет, долгое время пробыл в родительском доме в Бёрнем-Торпе, но, привыкнув к морю, скучал жизнью на твердой земле. Его чрезвычайно обрадовала война, начавшаяся в 1793 году, между Англией и Францией. Он стал добиваться, чтоб его отправили в море, но с великим трудом получил начальство над 64-пушечным кораблем «Агамемнон». Увлеченные славою его имени, многие молодые люди изъявили желание служить мичманами под его командою, чтобы лучше выучиться морскому делу. Нельсон появился на Средиземном море и в каждом сражении отличался мужеством и знанием дела. При всяком случае он искал опасностей. 22 мая 1794 года, при нападении на Бастию Нельсон потерял глаз. В сражении при мысе Сен-Винсент, командуя 74-пушечным кораблем, он сражался с огромнейшим из всех дотоле сооруженных кораблей, «Сантиссима Тринидад», о 137 пушках, и взял два испанских корабля – «Сан-Хосе» и «Сан-Никола». Король Георг III возвел его на степень контр-адмирала синего флага и дал ему орден Бани.

Вскоре после другого, не менее славного сражения, главнокомандующий английским флотом Джервис, лорд Сен-Винсент, послал Нельсона блокировать Кадис. Подняв свой флаг на корабле «Тесей», он, ночью со 2 на 3 июля 1793 года, вступил в бой с испанскими канонирскими лодками и взял в плен их начальника, дона Мигеля Тарасона. Через несколько дней адмирал Нельсон с линейными кораблями – «Тесей», «Куллоден», «Зилус», «Леандр», тремя фрегатами и одним куттером был послан к Тенерифе (Канарский архипелаг) для осады главного города этого острова, Санта-Круса. Это предприятие не удалось. Англичане вышли на берег, но потеряли 200 человек убитыми, и сам Нельсон получил рану в правую руку. Его немедленно перенесли на корабль, отняли руку, но второпях порвали у него жилу. Раненый адмирал несколько месяцев страдал от тяжкой болезни. Он возвратился в Англию и получил 1000 фунтов стерлингов пенсиона.

Едва выздоровев, Нельсон был отправлен в Средиземное море. 29 апреля 1798 года, под начальством лорда Сен-Винсента, он сражался при Кадисе, а 30 апреля получил приказание с тремя линейными кораблями и четырьмя фрегатами наблюдать за движениями большого французского флота, отправленного в Египетскую экспедицию Бонапарта. Нельсону не удалось ни отыскать французский флот, ни воспрепятствовать ему в покорении Мальты и Египта, но ему с необычайным мужеством и счастьем удалось вознаградить эти свои неудачи в сражении при Абукире. За эту славную победу, предопределившую плачевный исход восточного похода Наполеона, Нельсон получил звание пэра королевства, имя лорда Нильского и Бёрнем-Торпского. Нижняя палата парламента утвердила за ним и двумя ближайшими его наследниками 2000 фунтов стерлингов ежегодного дохода. Турецкий султан, верховный владетель Египта, послал ему в подарок свою чалму с драгоценным аграфом и орден Луны, а другой участник Второй антифранцузской коалиции, российский император Павел – свой портрет с богатыми украшениями.

В 1799 году адмирал Нельсон помог кардиналу Руффо и русскому десанту изгнать французов из Неаполя. Однако ослепленный страстью к прелестной, но коварной жене английского посланника, кавалера Гамильтона, он запятнал там свое имя, участием в жестокостях, жертвами которых сделались многие приверженцы республики. Неаполитанский король Фердинанд IV наградил его званием герцога Бронтского и знаками своих орденов. Из Неаполя Нельсон сопровождал леди Гамильтон в её путешествии до Англии, через Вену, Дрезден и Гамбург, и везде был встречаем с изъявлениями великого уважения.

Леди Гамильтон

Портрет Эммы Гамильтон. Художница Л. Э. Виже-Лебрён, 1790

 

Весною 1801 года, назначенный вице-адмиралом синего флага, он, под главным начальством адмирала Паркера, отправился, в Немецкое и Балтийское море, чтобы противиться союзу, заключенному теперь между Россией, Данией и Швецией против Великобритании. 2-го апреля Нельсон имел сражение с датчанами при Копенгагене. Англичане с таким жаром начали и продолжали бой, что через четыре часа уничтожили большую часть неприятельского флота, состоявшего, правда, в основном из старых, невооруженных кораблей. Однако датчане, под защитою своих береговых батарей, оказали столь мужественное сопротивление, что Нельсон предложил им перемирие, впоследствии замененное конвенцией, по которой Дания отступилась от северного союза. 11 апреля Нельсон отправился далее и стал угрожать шведским и русским берегам. Здесь, впрочем, не произошло важных военных событий, а между тем с кончиною императора Павла совершенно изменилась политическая система России, и она прекратила участие в коалиции против Англии.

По возвращении Нельсона в Англию, ему было поручено начальство над флотом, назначенным для сопротивления высадке, которую Наполеон, со времени Люневильского мира, намеревался сделать в Англию. Нападение Нельсона на собранную французами для этой высадки Булонскую флотилию не имело успеха, но он старался причинить неприятелю всевозможный вред, покуда не получил известия о заключении мирного трактата между Британией и Францией в Амьене (1802). Снова возвратясь в отечество, адмирал Нельсон в верхней палате парламента выступил защитником мира, заключенного во время министерства Аддингтона. Но война Англии с Францией вскоре разгорелась опять (1803). Нельсон, начальствуя флотом в Средиземном море, сделал покушение устрашить Алжир угрозами, а потом блокировал Кадис, с намерением не выпускать оттуда французский флот, или сразиться с ним, если он сумеет выбраться. Случилось последнее. 21 октября Нельсон при Трафальгаре напал на соединенный французско-испанский флот, под предводительством Вильнёва и Гравины, одержал блестящую победу, но заплатил за нее своею жизнью. Он пал на палубе корабля «Виктори», пораженный в спину мушкетной пулей.

Адмирал Нельсон обладал многими высокими достоинствами. Его познания в морском искусстве, неустрашимость в опасностях, храбрость, управляемая благоразумием и почти всегда сопровождаемая счастьем, возводят его на степень первейших морских героев. Порицатели Горацио Нельсона находили в нем некоторые недостатки: связь его с леди Гамильтон, непомерную любовь к похвалам и знакам отличий и неуважение, которое он часто, например при Булони, оказывал к неприятелю. Однако Англия по сей день чтит его как одного из величайших своих героев.