Сочетание купола с длинным залом в христианских базиликах византийского стиля уже было важным шагом к архитектурному выражению христианской идеи стремления к небу. Еще яснее выражается это стремление души в романском стиле западноевропейской архитектуры: базилика еще оставалась в нем основной формой плана церкви, но замена горизонтального потолка полукруглым крестообразным сводом дала храму романского стиля новый характер. Крестообразный свод образуется тем, что поверхности двух полуцилиндров, положенных горизонтально, пересекают одна другую под прямым углом; пересечение создаёт четыре треугольника, линии которых составляют крест. В стиле, характеризуемом этой формой свода, вообще заметно стремление заменять прямые плоскости полукруглыми поверхностями, полукруглой аркой. Это уменьшает впечатление тяжести, придавленности, производимое византийской базиликой, контраст идей силы и бремени смягчается.

Пизанская башня

Образец романского стиля - Пизанский собор со знаменитой падающей башней. XI-XIII века, Италия

Автор фото - José Luiz Bernardes Ribeiro

 

Постановка колоколен по верхним углам храма романского стиля еще сильнее выражала стремление к небу, а портал, уступами расширяющийся к стороне входа и украшенный скульптурой, символически изображал идеи призыва в храм и подготовлял вступающих к чувству христианского благоговения. Два ряда колонн образовали среднюю широкую продольную галерею, ведущую к алтарю; продольное здание пересекалось поперечным; это пересечение образовало крест. Амвон алтаря, возвышавшийся несколькими ступенями над полом храма, был отделен от остального пространства балюстрадой; над алтарем поднимался купол. Как небесный щит, он покрывал святилище, а под амвоном была крипта, склеп, подземная церковь, своды которой опирались на колонны или пилястры.

Верхняя линия прореза окон образовала полукруг, фронтон над дверьми входа в храм был прорезан круглым окном, переборки его рамы расходились из средины лучами; оно называлось розой; снаружи по стенам шел фриз, составленный из соприкасающихся полукругов; на восточной стене над окнами – галерея, образуемая аркадами; все это придавало разнообразие наружным сторонам стен. Внутри по стенам были расположены изображения событий священной истории; обыкновенными предметами их были грехопадение Адама и Евы и искупление рода человеческого; в них было много разнообразия; они составляли неотъемлемую часть романской архитектуры и разъясняли религиозное значение здания.

Лаахское аббатство

Лаахское аббатство в Германии. Романский стиль

Автор фото - Donar Reiskoffer

 

Общий характер романского стиля – спокойствие, простота, благородство; вначале он был строг до суровости, но мало-помалу становился изящным, и во многих храмах последних времен своего владычества он достиг благородной грациозности. Архитекторами церквей были тогда монахи, державшиеся старых форм, но улучшавшие их. В XI веке романский стиль получил высшее свое развитие; в XII веке его господство кончилось, сменившись готикой. Скульптура и живопись, бывшие служительницами архитектуры, приобрели способность изображать глубокие религиозные идеи. Основным предметом их было великое дело искупления; эту центральную мысль окружали разнообразной нежной тканью изображений другие религиозные идеи, давая простор чувству и воображению, а владычествующая мысль, с которой были связаны они, сообщала им строгое единство.

Трирский собор

Трирский собор, X-XII века

Автор фото - Berthold Werner

 

Знаменитейшим сооружением романского стиля был главный храм Клюнийского аббатства; он погиб во время французской революции. Но еще стоят величественные соборы шпейерский, вормсский, майнцский, трирский; они повреждены пожарами и войнами, и однако же производят возвышенное впечатление. Многие другие церкви романского стиля в Германии, Италии, северной Франции также свидетельствуют, что монахи, бывшие строителями их, усердно стремились дать архитектурное выражение христианскому чувству; но с тем вместе показывают, что эти монахи-архитекторы держались прежних образцов, не могли освободиться от форм, завещанных преданием. Подобно монахам-поэтам, они лишь подражали в своих произведениях созданиям древнего мира и первых веков христианства.