Детство и юность Фиделя Кастро

Кастро был рожден вне брака на ферме своего отца 13 августа то ли 1926, то ли 1927 года (первая дата считается официальной, но вторая вероятнее). Его отец, Анхель Кастро Аргис, переселился на Кубу из Галисии (северо-западной Испании) и разбогател, выращивая сахарный тростник на ферме в Лас-Манакас в Биране (кубинская провинция Орьенте). После распада первого брака Анхель вступил в любовные отношения со своей домашней служанкой, Линой Рус Гонсалес, тоже испанского происхождения. Позже Лина стала второй женой Анхеля. У них было семеро детей, один из них – Фидель.

В возрасте шести лет Фидель был отправлен жить со своим учителем в Сантьяго-де-Куба. В восемь лет его крестили по католическому обряду. Крещение дало юному Кастро возможность стать учеником школы-интерната Ла Саль (в Сантьяго), но там он отличался плохим поведением и поэтому был переведён в частную иезуитскую школу Долорес, в том же городе. В 1941 Фидель перешел в более престижный иезуитский колледж «Вифлеем», в Гаване. Хотя Кастро проявлял здесь интерес к истории, географии и различный дискуссиям, он не выделялся особенно хорошей учёбой, а предпочитал проводить время в занятиях спортом.

В 1945 году Кастро начал изучать право в Гаванском университете. Поначалу «политически неграмотный», он быстро втянулся в студенческую активность и своеобразную ВУЗовскую субкультуру, тесно связанную с гангстерством. Фидель увлёкся лозунгами «антиимпериализма», агитировал против вмешательства США в дела стран Карибского моря. Он даже выдвинул свою кандидатуру на пост президента Федерации университетских студентов, обещая действовать во имя «честности, порядочности и справедливости» – но неудачно. Кастро критиковал коррупцию и правонарушения тогдашнего кубинского правительства во главе с президентом Рамоном Грау. В ноябре 1946 он выступил на эту тему с публичной речью, о которой сообщалось на первых страницах нескольких газет.

В 1947 году Кастро вступил в «Партию кубинского народа» (Partido Ortodoxo), основанную политическим ветераном Эдуардо Чибáсом. Колоритный и эмоциональный Чибас выступал за «социальную справедливость, честное правительство и политическую свободу». Его партия изобличала власти в коррупции и требовала реформ, заняв третье место на всеобщих выборах 1948. Кастро стал работать в пользу Чибаса. Бурные, сопровождаемые насилиями студенческие протесты усилились после того, как Грау стал вербовать в полицию вождей многочисленных на Кубе уголовных банд. Фиделю вскоре предъявили требование уйти из университета, угрожая в противном случае смертью. Он отказался, но ввиду угроз стал носить с собой пистолет и окружил себя вооруженными друзьями. Позже кубинские диссиденты утверждали, что студенческая группа Кастро почти ничем не отличалась от уголовных банд и что в тогдашних разборках с конкурентами она совершала убийства, но эти обвинения остаются недоказанными.

 

Приобщение Кастро к марксизму (1947-1950)

В июне 1947 Кастро узнал о подготовке экспедиции с целью свержения в Доминиканской Республике «правой» военной хунты Рафаэля Трухильо, союзной США. Будучи президентом университетского Комитета за демократию в Доминиканской Республике, Кастро присоединился к экспедиции. В ней должно было принять участие 1200 бойцов, в основном кубинцев и ссыльных доминиканцев. Они намеревались отплыть с Кубы в июле 1947. Правительство Грау под давлением США воспрепятствовало этому плаванию, хотя Кастро и многим его товарищам удалось избежать ареста.

Вернувшись в Гавану, Кастро играл ведущую роль в студенческих протестах против убийства полицейскими одного учащегося. Протесты, сопровождаемые разгоном тех, кого власти считали коммунистами, привели к ожесточенным столкновениям между протестующими и полицией в феврале 1948. Кастро во время них был сильно избит. С этого времени его публичные выступления приобрели отчетливо левый уклон. Он стал резко осуждать социальное и экономическое неравенство на Кубе, тогда как прежде выступал в основном против коррупции и «империализма США».

В апреле 1948 Кастро с группой кубинских студентов, спонсируемой левым президентом Аргентины Хуаном Пероном, ездил в столицу Колумбии, Боготу. За убийством там популярного лидера левых Хорхе Эльесера Гайтана Аялы последовали массовые беспорядки и столкновения между левыми либералами и правительством консерваторов, подержанным армией. Кастро присоединился к либералам, похитив оружие из полицейского участка, но полицейское расследование пришли к выводу, что он не принимал участие в убийствах. Вернувшись на Кубу, Кастро стал заметной фигурой в акциях протеста против попыток правительства поднять плату за проезд в автобусах.

В том же году он женился на Мирте Диас Баларт, студентке из богатой семьи. Благодаря этому браку Кастро приобщился к роскошной жизни кубинской элиты. Брак по любви между Миртой и Фиделем не одобрялся их родителями, но отец невесты всё же дал молодожёнам десятки тысяч долларов, которые были потрачены на трёхмесячный  «медовый месяц» в Нью-Йорке.

В 1948 президент Грау решил не баллотироваться на переизбрание, однако его место занял представитель той же Partido Auténtic, Карлос Прио Сокаррас. Прио столкнулся с мощными протестами, вызванными убийством социалиста Фуэнтеса, друга Кастро. Чтобы успокоить их, новый президент пообещал подавить местные банды, но это оказалось ему не по силам. Убеждения Кастро тем временем продолжали леветь под влиянием трудов Маркса, Энгельса и Ленина. Корнем всех проблем Кубы он теперь считал не промахи коррумпированных политиков, а принадлежность страны к капиталистическому обществу. Фидель принял марксистскую точку зрения о том, что важные политические изменения могут быть достигнуты лишь путём пролетарской революции. Он проявил весьма сильную активность в студенческой антирасистской кампании, посещая беднейшие окрестности Гаваны.

В сентябре 1949 Мирта родила сына Фиделито, после чего чета Кастро переехала в более просторную гаванскую квартиру. Фидель продолжал подвергаться опасности, участвуя в городской политике и присоединившись к «Движению 30 сентября», объединившего Partido Ortodoxo Чибаса с коммунистами. Несмотря на свои обещания, президент Прио не смог поставить уголовные банды под свой контроль. Вместо этого он предложил многим их вожакам должности в министерствах. Кастро произнёс от лица «Движения 13 ноября» речь с разоблачениями секретных сделок правительства и банд. Эта речь привлекла к себе сильное внимание национальной прессы, но разъярила гангстеров. Фиделю пришлось на время скрыться – сначала в сельском убежище, а затем в США. Возвратившись через несколько недель в Гавану, он притих и отдался учёбе в университете, который окончил в сентябре 1950 со степенью доктора права.

 

Карьера юриста и политика (1950-1952)

Кастро стал соучредителем фирмы, которая предполагала поставлять еду для бедных кубинцев, но быстро разорилась. Мало заботясь о деньгах, Кастро больше не смог платить по своим счетам, и вскоре к большому расстройству его жены семейная мебель была конфискована, а электричество в квартире отключено. Фидель принимал участие в протестах и стычках с полицией в Сьенфуэгосе (ноябрь 1950). Их причиной стал запрет студенческих ассоциаций Министерством образования. Кастро арестовали за агрессивное поведение, но судья признал его невиновным. Свои политические надежды Фидель по-прежнему связывал с Чибасом и его Partido Ortodoxo. Он присутствовал при политически мотивированном самоубийстве Чибаса во время телепередачи (1951). Желая выступить «наследником Чибаса», Кастро на выборах июня 1952 хотел баллотироваться в Конгресс (верхнюю палату кубинского парламента), однако руководство Partido Ortodoxo отказалось выдвинуть его из-за слишком радикальной репутации. Тогда он был выдвинут кандидатом в (нижнюю) Палату представителей членами партии из самых бедных районов Гаваны. Partido Ortodoxo имела сильную поддержку и ожидала успеха на голосовании.

Во время своей кампании Кастро встречался с генералом Батистой, бывшим президентом, который вернулся в политику во главе «Партии единого действия» (Unitary Action Party). Хотя и Батиста, и Кастро были противниками президента Прио, их встреча не дала ничего кроме взаимных вежливых формальностей. В марте 1952 Батиста захватил власть путём военного переворота, Прио бежал в Мексику. Объявив себя президентом, Батиста отменил намеченные президентские выборы. Свою правительственную систему он именовал «дисциплинированной демократией», однако Кастро и многие другие кубинские политики считали её единоличной диктатурой. Батиста сдвинул курс властей вправо, укрепляя связи с богатой элитой и Соединенными Штатами, порвав дипломатические отношения с Советским Союзом, подавляя профсоюзы и преследуя социалистические группы Кубы. Примкнув к оппозиции против Батисты, Кастро завёл против правительства несколько судебных дел, но это ни к чему не привело. Тогда он начал  искать иные способы свергнуть режим.

Кубинский диктатор Батиста

Фульхенсио Батиста. Фото 1938 г.

 

Штурм казарм Монкада (1953)

«Товарищи! Через несколько часов вы сможете оказаться победителями или побежденными, но знайте это, товарищи, как бы то ни было, наше движение победит! Если завтра мы победим, быстрее сбудутся чаяния Марти. Если этого не случится, наше выступление послужит для всего народа Кубы призывом подхватить знамя и идти вперед. Народ поддержит нас в Ориенте и по всему острову. Поколение столетия Марти! Как в 1868 и 1895 годах, здесь, в Ориенте, мы первыми провозглашаем: "Свобода или смерть!"».

– Речь Фиделя Кастро сторонникам перед нападением на казармы Монкада, 1953.

 

Кастро создал группу под названием «Движение», которая действовала по системе подпольных ячеек, издавая подпольную газету El Acusador («Обвинитель») и вооружая готовых сражаться против Батисты боевиков. Таковых за год с июля 1952 было набрано около 1200 человек, в большинстве из бедных районов Гаваны. Хотя и будучи революционным социалистом, Кастро избегал союза с местной коммунистической партией (PSP), опасаясь, что это отпугнёт более умеренных его сторонников. Но он поддерживал контакт с PSP, в которую входил его брат Рауль.

Фидель решил устроить нападение на казармы Монкада – военный гарнизон близ Сантьяго-де-Куба (провинция Орьенте). Боевики Кастро предполагали одеться в военную форму, собраться у Монкады 25 июля, а затем захватить казармы и их оружейные склады до того, как прибудет правительственное подкрепление. Добыв много оружия, Кастро думал поднять на революцию бедных рубщиков сахарного тростника в Ориенте, а потом распространить её и дальше. В своём плане действий Фидель подражал кубинским борцам за независимость 19-го века, которые тоже атаковали испанские казармы. Он считал себя продолжателем дела вождя борьбы за независимость Хосе Марти.

Для нападения на Монкаду Кастро собрал 165 революционеров. Атака открылась 26 июля 1953, но сразу столкнулась с трудностями. 3 из 16 автомобилей, выехавших из Сантьяго, не доехали до казармы. С началом нападения в Монкаде поднялась тревога. Штурмовики Фиделя попали под пулеметный огонь. 4 человека погибли, и Кастро приказал отступить. Всего повстанцы потеряли 6-х убитыми и 15 ранеными, а солдаты в казармах – 19 убитыми и 27 ранеными. Часть боевиков захватила гражданскую больницу. Её штурмовали и взяли правительственные войска. В отместку за погибших в Монкаде солдаты подвергли пленённых здесь сторонников Кастро пыткам, а 22 человека расстреляли без суда. Сам Фидель в сопровождении 19-ти товарищей пытался укрыться в нескольких милях к северу, на Гран-Пьедра в скалистых горах Сьерра-Маэстра. Там можно было создать партизанскую базу.

В ответ на атаку Монкады правительство Батисты ввело военное положение и установило строгую цензуру. Однако оппозиции удалось распространить фотографии и слухи о пытках и казнях, устроенных солдатами в Орьенте. Это вызвало широкое неодобрение в «либеральном» обществе и даже у части правительственных чиновников.

В ближайшие дни бежавших от Монкады мятежников переловили. Некоторые из них были убиты, а другие – в том числе Фидель – перевезены в тюрьму к северу от Сантьяго. Из убеждения, что Кастро не смог бы устроить атаку на казармы в одиночку, правительство объявило о причастности к делу партий Ortodoxo и PSP. На суд 21 сентября во Дворце юстиции, в Сантьяго, было выведено 122 человека. Кастро выступил здесь собственным адвокатом. Он утверждал, что его вдохновили на восстание идеи почитаемого на Кубе Хосе Марти и убедил судей отменить решение армии о том, что все ответчики должны находиться на процессе в наручниках. Фидель возглашал, что предъявленное обвинение – в организации вооружённого восстания против конституционных властей – неправомерно, ибо Батиста захватил власть неконституционным путем. На процессе подтвердились факты, что солдаты пытали заговорщиков. Когда власти сделали попытку запретить Кастро давать новые показания, суд отклонил такое требование. Процесс закончился 5 октября оправданием более половины ответчиков, однако 55 человек были приговорены к лишению свободы на срок от 7 месяцев до 13 лет. Приговор Кастро зачитывался 16 октября. Он выступил при этом со своей известной речью, названной «История меня оправдает». Фиделя приговорили к 15 годам лишения свободы в больничном крыле «Образцовой тюрьмы» (Presidio Modelo) – относительно комфортного, построенного по новейшим стандартам исправительного учреждения на острове Исла-де-Пинос.

Арест Фиделя Кастро

Кастро под арестом после штурма Монкады

 

Тюремное заключение и «Движение 26 июля» (1953-1955)

Оказавшись в тюрьме вместе с 25 товарищами, Кастро дал своей группе новое название: «Движение 26 июля» (MR-26-7) в память о дате нападения на Монкаду. В тюрьме он создал школу для заключенных. Льготные условия содержания позволяли и ему самому много читать. Он изучал произведения Маркса, Ленина, Марти, книги Фрейда, Канта, Шекспира, Моэма, Достоевского и «анализировал их с марксистских позиций». Переписываясь со сторонниками, он поддерживал своё руководство над новым «Движением» и организовал публикацию на Кубе речи «История меня оправдает». Поначалу он пользовался в тюрьме значительной свободой, но после того как во время визита в тюрьму президента (февраль 1954) устроил с друзьями демонстрацию, сопровождаемую пением антибатистовских песен, его посадили в одиночную камеру.

Между тем, жена Кастро, Мирта, получила работу в батистовском министерстве внутренних дел. Узнав от этом по радио, Фидель был потрясен и бушевал, что «предпочел бы умереть тысячу раз, чем страдать в бессилии от такого оскорбления». И Фидель и Мирта подали в суд заявления о разводе. Мирта взяла опеку над их общим сыном Фиделито. Это ещё больше разозлило Кастро, который не хотел, чтобы его сын «рос в буржуазной среде».

В 1954 году кубинское правительство провело президентские выборы, но ни один политик не выступил на них соперником Батисты. Выборы прошли с единственным кандидатом – и были сочтены в обществе мошенничеством. Это усилило оппозицию. Сторонники Кастро агитировали за амнистию для участников атаки на Монкаду. Некоторые деятели полагали, что такая амнистия была бы хорошей рекламой правительству. Кубинский Конгресс и Батиста в конце концов согласились на неё. США и крупные американские корпорации тоже внушали Батисте, что Кастро уже не сможет представлять угрозу. 15 мая 1955 заключенные были освобождены – такова была пресловутая «жестокость кровавого режима», против которого боролся Фидель! Вернувшись в Гавану, Кастро без помех дал интервью на радио и пресс-конференцию.

Теперь разведенный, Фидель завёл любовную связь с двумя женщинами из числа своих сторонников – Марией Лаборде и Нати Ревуэльта. Обе зачали от него по ребенку. Чтобы укрепить «Движение 26 июля», Кастро создал для него «Национальный директорат» из 11-ти человек. Однако этот орган находился в тени его самодержавного лидерства, и некоторые недовольные члены «Движения» уже прозвали Фиделя каудильо (диктатором). Отвечая им, он настаивал, что успешная революция не может быть устроена «комитетом», а требует одного сильного вождя.

 

Кастро в Мексике

В 1955 террористические взрывы и бурные демонстрации подтолкнули Батисту усилить меры против радикальной оппозиции. Фидель и Рауль Кастро бежали из страны, чтобы не подвергнуться аресту. Фидель направил письмо в прессу, где заявил, что «оставил Кубу, потому что все двери мирной борьбы для меня закрыты... Как последователь Марти, я считаю, что настал час взять наши права, а не просить о них, сражаться, а не умолять».

Братья Кастро с несколькими товарищами уехали в Мексику. Рауль вскоре подружился там с аргентинским врачом, марксистом-ленинцем Эрнесто «Че» Геварой, который работал журналистом и фотографом для новостного агентства «Agencia Latina de Noticias». Фиделю Че тоже понравился. Позже он говорил, что Гевара тогда был «более передовым революционером, чем я». Кастро связался и с испанцем Альберто Байо, который стал обучать его боевиков навыкам партизанской войны. В поисках финансирования Кастро посетил США, где надеялся найти богатых сочувствующих. Агенты Батисты следили за ним там. Считается, что именно они организовали тогда неудавшееся покушение на Фиделя.

Кастро не терял контактов с членами «Движения 26 июля» на Кубе, которые имели немалую поддержку в провинции Орьенте. На острове возникли и другие вооружённые антибатистовские группы, в основном из студенческого движения. Самой заметной из них была Студенческая революционная директория (Directorio Revolucionario Estudiantil, DRE), основанная Хосе Антонио Эчеверрия. Антонио встретился с Кастро в Мексике, но Фидель воздерживался от тесной связи со студентами, чересчур склонными к убийствам и терактам.

 

Плавание на яхте «Гранма»

Купив ветхую яхту «Гранма», Кастро отплыл 25 ноября 1956 на Кубу из Тукспана (мексиканский штат Веракрус) с 81 вооруженными революционерами. Плавание длиной 1900 километров было нелёгким. Не хватало пищи, многие участники экспедиции сильно страдали от морской болезни. Иногда им приходилось вычерпывать воду, сочившуюся из щелей в дне старого судна. Потом один из боевиков упал за борт, заметно задержав плавание.

Яхта «Гранма»

Плавание «Гранмы»

 

Вначале предполагалось, что путь до Кубы займёт пять дней. Рассчитывая, что «Гранма» прибудет в этот срок, члены «Движения 26 июля» во главе с Франком Паисом 30 ноября подняли вооруженное восстание в Сантьяго и Мансанильо. Однако яхта плыла не пять, а семь дней. Когда Кастро и его люди высадились на Кубе, отряд Паиса уже был рассеян правительственными войсками. 

 

(Продолжение следует)

 

При написании статьи использовались материалы из английской Википедии.