Эволюция международных отношений после окончания Второй Мировой войны происходила в рамках двух международных порядков – сначала биполярного (1945-1991), затем однополярного, который стал формироваться после распада СССР. Первый известен в литературе под названием ялтинско-потсдамского – по названиям двух ключевых международных конференций (в Ялте 4-11 февраля 1945 и в Потсдаме 17 июля – 2 августа 1945), на которых руководители трех главных держав антигитлеровской коалиции (СССР, США и Великобритании) сформировали послевоенное мироустройство.

Ялтинско-потсдамская система обладала рядом важных особенностей.

 

1) Она не имела прочной договорно-правовой базы. Лежавшие в её основе договоренности были либо устными, официально не зафиксированными и долгое время остававшимися секретными, либо декларативными. В отличие от Версальской конференции, сформировавшей мощную договорно-правовую систему, ни Ялтинская конференция, ни Потсдамская к подписанию международных договоров не привели.

Это делало ялтинско-потсдамские основоположения уязвимыми для критики и зависимыми от способности заинтересованных сторон обеспечить фактическое их исполнение методами экономического и военно-политического давления. Элемент регулирования международных отношений силой или её угрозы был в послевоенные десятилетия ярче выражен, чем в 1920-х годах. Тем не менее, ялтинско-потсдамский порядок просуществовал (в отличие от версальского и вашингтонского) более полувека и разрушился с распадом СССР.

 

2) Ялтинско-потсдамская система была биполярной. После Второй мировой войны СССР и США резко оторвались по мощи и влиянию от всех остальных государств. Многополярность мира исчезла.

 

3) Послевоенный порядок был конфронтационным – главной характеристикой этой эпохи была Холодная война. Только в 1985-1991 гг., в годы «нового политического мышления» М. С. Горбачева, он стал трансформироваться в кооперационную биполярность, но она не укрепилась из-за разрушения СССР.

 

 

В условиях конфронтации отношения между СССР и США доходили порой до острых конфликтов, грозивших даже ядерной войной. Это породило во второй половине XX в. гонку вооружений невиданных масштабов.

 

4) Послевоенная биполярность приобрела форму идеологического противостояния между «свободным миром» во главе с США и «социалистическим лагерем», руководимым Советским Союзом. Оно выглядело как противостояние идеалов и моральных ценностей: равенства и уравнительной справедливости, с одной стороны, и свободы, конкурентности и демократии, с другой.

Советская пропаганда приписывала Соединенным Штатам мечту об уничтожении системы социализма, а американская Москве – намерение распространить коммунизм на весь мир. Однако идеологическое противостояние со временем смягчалось, всё больше заменяясь на практике геополитическими аргументами.

 

5) Ялтинско-потсдамская система складывалась в эпоху ядерного оружия, которое способствовало появлению во второй половине 1960-х годов механизма предупреждения мировой ядерной войны – модели «конфронтационной стабильности». СССР и США стали избегать ситуаций, способных спровоцировать вооруженный конфликт между ними. Сложились концепция взаимного ядерно-силового сдерживания и основанные на ней доктрины стратегической стабильности на базе «равновесия страха».

 

6) Ялтинско-потсдамская система отличалась высокой степенью управляемости международных процессов. Как система биполярная, она строилась на согласовании мнений всего двух держав, что упрощало переговоры. США и СССР действовали не только в качестве отдельных государств, но и в роли групповых лидеров – НАТО и Варшавского договора, которые им удалось довольно жёстко подчинить себе.