В апреле 1945 г., в Сан-Франциско, после продолжавшихся почти месяц переговоров между главой советской дипломатии, наркомом (с 1946 г. – министром) иностранных дел СССР В. Молотовым и руководителем американской делегации, сенатором-республиканцем Артуром Хендриком Ванденбергом, была завершена выработка проекта Устава ООН. Он был представлен на утверждение конференции, на которую было приглашено 42 страны, объявившие войну Германии или Японии до 1 марта 1945 г. Приглашения рассылались от имени СССР, США, Великобритании и Китая, подписавших 1 января 1942 г. Декларацию Объединенных Наций. В дальнейшем число участников Сан-Францисской конференции увеличилось до 50 государств. Конференция продолжалась до 26 июня 1945 г. и завершилась подписанием Устава, который вступил в силу в октябре того же года.
Организация Объединенных Наций должна была стать главным инструментом мирополитического регулирования – подобно тому, как основой регулирования мироэкономического предстояло стать бреттон-вудским институтам. Советский Союз, уклонившись от участия в регулировании международных экономических отношений, сосредоточился на мирополитическом регулировании. Для этого были основания, главным из которых являлась благоприятная для СССР уставная процедура принятия решений в ООН. Эта процедура была двухступенчатой. Нижнее звено организации – общее собрание стран-членов ООН, Генеральная ассамблея – имела право принимать только рекомендательные решения. Верхнее звено – Совет безопасности – имел широкие полномочия, в том числе право применять санкций против тех или иных государств.
Согласно Уставу ООН, СССР наряду с США, Великобританией, Францией и Китаем получил место постоянного, несменяемого, члена Совета безопасности. Кроме того, все ключевые решения Совета, по Уставу, принимались не большинством голосов, а методом консенсуса – при обязательном согласии с решением всех пяти постоянных членов Совета безопасности. Иначе говоря, каждый из постоянных членов получал право вето на любое решение.
ООН оказалась единственным учреждением, где США и СССР могли сотрудничать в вопросах мировой политики. Но их интересы в ней почти всегда сталкивались. Поэтому на деле главной реальной функцией ООН было не совершенствование мира, а не допущение войны между СССР и США.