Вильгельм I Завоеватель (Guillaume le Conquerant, а у современников Guillaume le Bâtard – незаконнорожденный) – король Англии. Незаконнорожденный сын Роберта Дьявола, герцога Нормандского, он родился в городе Фалезе в 1027 году. Ему было только восемь лет от роду, когда отец его, вознамерившись идти на покаяние в Палестину, отрекся в пользу сына от престола, и заставил нормандские штаты (представительное собрание) присягнуть ему на верность. Время малолетства Вильгельма было бурно: члены герцогской фамилии, негодуя на то, что владыкою им дали сына наложницы, восстали и наполнили Нормандию убийством и кровью. Генрих I, король французский, несколько раз приходил с сильным войском, чтобы вырвать эту область из рук завладевших ею сто лет назад норманнских иноземцев. Народ, развращенный междоусобиями, с нетерпением ожидал случая, свергнуть их иго, которое почитал постыдным. Искусство правителей усмирило, однако же, мятежников, и отразило внешних врагов. Но когда восемнадцатилетний Вильгельм сам принял бразды правления, бунты возобновились. Гвидо Бургонский, двоюродный брат герцога, при помощи многих недовольных вельмож, втайне набрал сильное войско, и предполагал захватить врасплох корону и даже изменнически умертвить Вильгельма в Валонском замке. Верность притворившегося безумным шута, в присутствии которого злодеи проговорились, была причиною неудачи заговора. Предостереженный Вильгельм, в темноте ночи успел избегнуть кинжалов убийц и добраться до столицы, где созвал всех подданных, оставшихся ему верными. Но их было слишком мало, чтоб противиться многочисленным врагам. Вильгельм поспешил ко двору французского короля, и припомнив ему услуги Роберта Дьявола, когда брат и мать хотели лишить Генриха престола, просил помощи в таких же затруднительных обстоятельствах. Генрих сам повел войско в Нормандию. Мятежники были разбиты на голову при Валь-о-Дюне (Val-aux-Dunes), близ Кана (1047), и предводитель их принужден сдаться. Такую же участь имели и другие восстания. Храбрость и благоразумие Вильгельма на войне, его умеренность в мирное время, мало-помалу приобрели ему сердца норманнов. За этим последовали войны с графами Анжуйским и Мэнским, и даже с Генрихом I, который страшился возрастающего могущества своего вассала – но все они были кончены в пользу Вильгельма.
Изображение Вильгельма Завоевателя на «Ковре из Байё», вышивке конца XI со сценами покорения Англии норманнами
В 1066 году умер английский король Эдуард Исповедник, которому Вильгельм помогал против датчан и который из благодарности завещал ему престол, с устранением своих племянников. Но прежде, нежели Вильгельм мог окончить приготовления к переезду в Англию, англичане избрали королем Гарольда, храброго и могущественного графа Уэссекского. Испросив на свое предприятие благословение папы, рассеяв искусными переговорами опасения своих соседей, и набрав блестящими обещаниями до 60.000 неустрашимых удальцов, алчных к добыче и славе, Вильгельм 27 сентября 1066 отправился на флоте, из 3.000 кораблей из Сен-Валери и на следующий день вышел на берег Англии в Певенси, близ Гастингса, в Суссексе. Судьба Англии решилась скоро. Войско Гарольда было ослаблено состоявшейся 25 сентября битвой с норвежцами при Стамфорд-Бридже. Когда оно 14 октября вступило с норманнами в сражение при Гастингсе, то было совершенно разбито. Гарольд погиб в бою. Вильгельм овладел Дувром, и вскоре потом Лондоном, где, в день Рождества Христова, через три месяца после отправления из Сен-Валери, венчался на престол в Вестминстере. (Подробнее - см. в статье Нормандское завоевание Англии.)
Первые годы правления нового короля были тихи и спокойны: он сохранил все старые учреждения англосаксов и силою усмирил даже своеволие своих победоносных войск. Англичане начали радоваться перемене. Но вскоре Вильгельм Завоеватель снял личину умеренности и оказался владельцем строгим и безжалостным. Под предлогом наказания новых своих подданных за неоднократные против него заговоры, он отнял у природных английских вельмож и дворян все занимаемые ими государственные должности и большую часть имений – и роздал их верным своим сподвижникам. Силою и величайшею жестокостью он прекратил возмущения, вспыхнувшие в Кенте, Корнуэльсе, Нортумберленде и других областях; предписал все решения и публичные акты писать на французском языке, и наконец ввел в Англии феодальную систему. Для этого все государство, кроме королевского удела, было разделено на 700 больших баронств, зависящих от самого короля, и на 60.205 меньших, поставленных в вассалитет от первых. Все эти баронства были розданы нормандским военачальникам и воинам, которые за то были обязаны нести военную службу и платить денежную подать.
Этим весьма тягостным для англичан, но решительным учреждением, государство действительно было успокоено, и скоро получило также извне значение, которого прежде не имело. Шотландия принуждена была признать себя зависимой от Англии. Во французских владениях Вильгельма Фулько, граф Анжуйский, взбунтовавший область Мэнскую, был приведен в повиновение, вассальная зависимость Нормандии от Франции сделалась пустым звуком. Однако новые беспокойства ожидали Вильгельма в недрах собственного семейства: старший сын его, Роберт, по прозванию Короткие Сапоги, нетерпеливо желавший получить сан герцога Нормандского, торжественно обещанный ему до завоевания Англии, поднял оружие против отца. Вильгельм осадил его в городе Жербруа (1078); в вылазке, сын, не узнав отца, сразился с ним и ранил его. Вильгельм крикнул, чтобы призвать к себе помощь. Роберт, пораженный ужасом, бросился к его ногам и просил прощения, но разгневанный отец проклял его, и уехал, не окончив предприятия. С тех пор Вильгельм уже не предводительствовал лично никакой экспедицией, кроме той, где встретил смерть. Раздраженный насмешками французского короля Филиппа на свою необыкновенную толстоту, он объявил войну Франции, опустошил область Вексен, предал пламени Мант, но перескочив на лошади через ров, так сильно ударился брюхом о железо седла, что занемог лихорадкою и вскоре умер (9 сентября 1087), на шестидесятом году от роду.
Вильгельм был храбр до дерзости, и так силен, что в его время едва ли кто мог натянуть его лук и сражаться его оружием; он имел дарования хорошего полководца и политика. Набожность не мешала ему отвергать властолюбивые притязания папы Григория VII, который убеждал его признать себя вассалом Церкви. Но Вильгельм помрачил славу свою скупостью, мстительностью и бешеною страстью к охоте, которая нередко была причиною неслыханных насилий и жестокостей. Его преемником в Англии был сын, Вильгельм II Рыжий.