Казнь Яна Гуса вызвала в Чехии сильнейшее раздражение. 452 феодала и рыцаря приложили свои печати к протесту против признания ересью учения Гуса; многие выгнали из своих поместий католических священников и заменили их гуситами. Однако, в самом понимании учения Гуса скоро обнаружились разногласия, поведшие к делению гуситов на партии. Все согласны были только в требовании формально запрещенной Констанцским собором «чаши для мирян», т. е. причащения под обоими видами (sub utraque specie) – символа, что и духовенство и мирские лица в равной степени приобщены к таинствам веры. Но пражские богословы формулировали все главные учения чешской реформации в четырех пунктах (проповедь евангелия на чешском языке, чаша для мирян, восстановление церковной дисциплины и отмена духовного землевладения), а другие партии, получившие все вместе название «таборитов», находили эти требования чересчур умеренными и заменили их своими двенадцатью пунктами (полная реформа богослужения, отмена таинств, кроме крещения и причащения, уничтожение священства, почитания святых, праздников и т. д., словом, «возвращение к первоначальному христианству»). Некоторые группы пошли еще дальше; например, адамиты, распространенные в Чехии и Моравии, хотели водворить на земле идеальное Царство Божие. Но главное значение приобрели два главных направления: «пражане», позднее названные «каликстинцами» (они же «утраквисты», партия высшего дворянства), – и «табориты», обнаружившие в политическом отношении вначале республиканское, а потом коммунистическое направление (подробнее об этом - см в статье Табориты и их учение).

Если вам нужны СЖАТЫЕ сведения по этой теме, прочтите статьи Ян Гус - краткая биография и Гуситы - кратко

Еще при короле Венцеле, незадолго до его смерти начались столкновения гуситов с пражским городским советом, наполненным тогда консерваторами и состоявшем наполовину из немцев. 30 июля 1419 толпа под предводительством рыцаря Жижки из Троцнова взяла приступом думу и выбросила 13 советников из окон на копья. В декабре 1419 чешские сословия присягнули Сигизмунду, брату умершего Венцеля; новый король готовился к борьбе с восставшими таборитами, к истреблению которых призывал и папа Мартин V в булле 1 марта 1420. Началась междоусобная война: около 500 церквей и монастырей было разрушено, причем совершались страшные зверства. Сигизмунд, хотевший и «пражан», как еретиков, привести к покорности, опираясь на помощь немецких князей и папы, повел против чехов войско из крестоносцев. Но он был разбит и принужден сдать Вышеград (1420). Победа таборитов, с их предводителями Жижкой и Никласом из Гусинца, была сигналом к ряду жестокостей в немецких городах, многие из которых были теперь чехизированы, с изгнанием немецких жителей, так как движение вместе с религиозным имело национальный характер.

 

Первая пражская дефенестрация 1419 (рассказывает историк Георгий Мельников)

 

Сигизмунд, бывший не только чешским королем, но и германским императором, старался втянуть империю в свою борьбу с чехами, но рейхстаги не обнаружили особого усердия, так как князья желали получить в награду за помощь известные политические уступки, а Сигизмунд не хотел их делать. Притом в Германии произвело неприятное впечатление вмешательство в борьбу Польши и Литвы, с одной стороны, и Рима с другой. Поэтому, несмотря на неоднократные решения сеймов, несмотря на набранные наконец имперские войска, ход военных операций немцев был самый жалкий и вполне обнаружил упадок имперской военной организации. В целом ряде сражений немцы были разбиты; гуситы в 1425 проникли в Австрию и в соседние немецкие земли: Силезия, Саксония и Франкония особенно пострадали от их набегов. Более 100 городов и бургов, до 1500 городков и местечек были, по преданию, разорены гуситами. После смерти Жижки (11 октября 1424) ими командовали новые вожди: Большой и Малый Прокопы.

Гуситские войны. Карта

Гуситские войны. Карта

 

Хотя рейхстаг 1431 решил продолжать войну, после нового поражения при Таусе (13 августа) Сигизмунд предпочел вступить в переговоры с умеренной партией. Представители «каликстинцев» и таборитов (Ян из Рокичан, Прокоп Большой и Николай Пильграмский) приглашены были на только что собравшийся тогда Базельский собор и вели диспуты с его отцами. Соглашения не произошло, но партии несколько сблизились, и собор решил послать посольство в Прагу, где 30 ноября 1433 чешско-моравский ландтаг, на основании исправленных собором «четырех пунктов» принял так называемые «чешские или пражские компактаты». Но табориты не подчинились, и тогда каликстинцы под предводительством Мейнгарда Нейгаузского начали войну с ними. В битве при Липане и Грибе были убиты оба Прокопа.

Однако умеренные гуситы, примирившись с церковью, вовсе не думали еще признавать над собой наследственной власти Сигизмунда. Они требовали сперва формального признания императором «компактатов», что он и сделал (20 июля 1436), тотчас после провозглашения «компактатов» и воссоединения чешской церкви с католической на ландтаге в Иглау (5 июля). Сигизмунд обязался назначать на должности в Чехии одних чехов, допустить устройство особого совета из них при своей особе, дать всеобщую амнистию, не требовать восстановления разрушенных замков и монастырей, не принуждать города (находившиеся большею частью в руках таборитов) к принятию выселившихся из них немцев и к возвращение последним их имуществ, – вообще уважать права и вольности Чехии. Лишь после этого состоялся торжественный въезд Сигизмунда в Прагу (23 августа 1436). Табориты тоже обещали вести себя спокойно; только один рыцарь, Ян Рогач с немногими приверженцами отказались подчиниться, сомневаясь в искренности Сигизмунда. Но все дворянство ополчилось против них: они сдались и были повешены.

 

Гуситские войны. Видеолекция

 

Однако скоро опасения Рогача оказались основательными. Сигизмунд открыто покровительствовал католикам и восстановил в Праге католические церемонии. Недовольство готово было вспыхнуть, когда он умер (декабрь 1437). Национальная чешская партия не захотела признать его наследника, Альбрехта Австрийского, и 29 мая 1438 чешским королем был выбран Казимир Ягеллон, брат короля польского Владислава. Но Альбрехт, на стороне которого стояли католики и умеренные утраквисты, тоже поспешил приехать в Прагу и здесь короновался (29 июня). Бранденбургский курфюрст Фридрих послал ему на помощь сына, Альбрехта Ахилла. Альбрехту II удалось одолеть противников и, при посредничестве Базельского собора, заключить перемирие с поляками и утраквистами (январь 1439).

После его внезапной смерти чехи сначала вовсе не были склонны признавать власть его сына Владислава Постума. После отказа намеченного им кандидата в регенты, Альбрехта Баварского, сословия предложили регентство, а потом и корону императору Фридриху III. Но Фридрих тоже отказался и предоставил чехам самим управлять государством до совершеннолетия Владислава. Католическая партия выбрала своим вождем Мейнгарда Нейгаузского, а утраквистская – Генриха Птачека из Пиркштейна, под влиянием которого намечались и ранее кандидаты национальной партии. Оба получили звание окружных начальников (1440 – 1441) и вскоре вступили в открытую войну друг с другом.

После смерти Птачека утраквисты выбрали своим старшиной Юрия Подебрада, который немедленно (2-3 сентября 1448) захватил врасплох Прагу и арестовал Мейнгарда.Утраквистская партия, таким образом, добилась преобладания, и в 1452 Подебрад был формально признан правителем Чехии. После ранней смерти Владислава Постума чехи провозгласили Юрия Подебрада своим королем (2 марта 1458). Ему удалось, несмотря на тайное, а потом и открытое сопротивление императора и папы, сохранить данную утраквистам свободу вероисповедания, которая продолжала существовать и при его преемнике, короле польском Владиславе; при нем она даже была подтверждена вновь религиозным миром в Куттенберге (1485).

Только после занятия чешского престола Габсбургами, в лице Фердинанда Австрийского (1516), открылась возможность реакции, которая усиливалась на протяжении ста лет и одержала полную победу после несчастной для чехов Белогорской битвы Тридцатилетней войны (1620). Само название «гуситы» исчезло еще во время Подебрада. Продолжением гуситства в новое время стало учение богемских братьев.

 

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Переводы лучше делать через карту, а не Яндекс-деньгами.