Григорий VII – знаменитый средневековый папа (1073-1085), величайший борец за первенство духовной власти над светской. До восшествия на папский престол он носил имя Гильдебранд, воспитывался в Риме и сопровождал в изгнание папу Григория VI, у которого был капелланом, а после его смерти, как говорят, жил в монастыре Клюни. В Германии он познакомился и с папой Львом IX, возвратился в 1049 с ним в Рим, и был посвящен в кардинал-субдиаконы. После смерти Льва IX (1054) Григорий отправился легатом во Францию, затем в Германию к императорскому двору, и имел большое влияние на избрание в папы епископа Гебгардта фон Эйхштедта. При этом папе (Викторе II) Григорий управлял папской канцелярией. После смерти Виктора (1057) Гильдебранд, будучи посланником, заслужил расположение его преемника Стефана IX и последний перед своей смертью (1058) сделал формальное распоряжение о том, чтобы до возвращения Гильдебранда в Рим там не приступали к избранию нового папы. Под влиянием Гильдебранда, уже возведенный римской знатью антипапа Бенедикт X был низложен, и избран Жерар флорентийский (Николай II).

Папа Григорий VII

Папа Григорий VII. Рисунок из рукописи XI столетия

 

С этих пор Гильдебранд, в качестве архидиакона римской церкви, взял в свои руки всю папскую политику, стремившуюся с одной стороны, к реформе церкви, а, с другой, к совершенному освобождению папского престола от светской власти. Под его влиянием, в 1059 был изменен порядок избрания пап – теперь они стали выбираться не римским народом, а узкой коллегией высших церковных сановников – кардиналов. Он же заключил союз папства с норманнскими князьями Южной Италии, которые сделались вассалами папы. После смерти Николая II (1061) Гильдебранд настоял на избрании новым понтификом епископа Ансельма Луккского (Александра II) и убедил (1064) немецкое императорское правительство отказаться от избранного им папы Гонория II.

В день смерти Александра II, 22 апреля 1073, его преемником был избран сам Гильдебранд, назвавший себя как папа Григорием VII. Правление Григория VII получило всемирно-историческое значение. Он задался целью сделать римского первосвященника властителем вселенной и подчинить его влиянию все области человеческой жизни. Он хотел не только установить непогрешимость папы в вопросах религии и церкви, но и подчинить его суду все европейские государства. Он желал немедленного признания верховной папской власти над Испанией, Корсикой, Сардинией и Венгрией. Испанские гранды, провансальские и савойские графы, король далматский принесли ему присягу в ленной зависимости. Королю французскому Григорий грозил отлучением от церкви; в Греции он вел переговоры о соединении восточной и западной церквей; в Кастилии и Арагоне потребовал введения римского ритуала. В Богемии Григорий VII запретил употребление славянского языка при богослужении; из Швеции и Норвегии, по его настоянию, стали посылать юношей для образования в Рим. Он обратил свои заботы даже на состояние христианских невольников в Африке, и его сильно занимал проект о крестовом походе.

Но более всего стремился он к тому, чтобы утвердить преобладание папской власти над императорской. Ход дел в Германии, где власть юного императора Генриха IV ослабела вследствие притязаний князей, как нельзя более благоприятствовал этому предприятию.Григорий издал два декрета, по которым существовавший порядок в церкви и государстве подвергался полному изменению; это декрет о безбрачии церковнослужителей (целибате) и декрет об инвеституре. Первый отрывал духовенство от главных мирских интересов, вторым устанавливалась его полнейшая независимость от светской власти. Закон о безбрачии соответствовал широким общественным пожеланиям, и Григорий находил в народе сочувствие при расторжении уже ранее заключенных браков священников. Что касается декрета об инвеституре, то он являлся резким вмешательством в права государств, так как светской власти теперь запрещалось принимать какое бы то ни было участие в раздаче церковных должностей и имуществ. Так как епископы в то время имели светские владения и права, полученные ими при содействии государства, и так как они, особенно в Германии, пользовались правами и властью имперских князей, то понятно, что против этого распоряжения папы должна была восстать императорская власть, для которой участие в назначении епископа было вопросом самой первой важности.

В 1075 Григорий объявил о запрете светской инвеституры духовных лиц и отказался утвердить назначенного Генрихом IV архиепископа Миланского Тебальда. Григорий потребовал, чтобы Генрих подчинился обоим его указам и резко выговаривал ему за его проступки и прегрешения. Взбешенный император приказал низложить папу на соборе в Вормсе (1076). Тогда Григорий отлучил его от церкви и освободил подданных от присяги ему. Сначала этот неслыханный поступок папы не произвел никакого впечатления в Германии. Но мало-помалу влияние Григория возрастало; ревностная пропаганда монахов приобретала ему все больше приверженцев, а князья обрадовались тому, что нашли от церкви поддержку своей оппозиции императору. Они стали угрожать Генриху IV свержением с престола, если он в течение года не избавится от отлучения от церкви.

Генрих отправился в Италию искать примирения с папой. Последний сам уже собирался в Германию, чтобы быть судьею между князьями и императором, когда услышал о том, что Генрих едет к нему. Папа укрылся тогда в укрепленном замке Каноссу, принадлежавшем его преданной почитательнице, маркграфине тосканской Матильде. Здесь явился к нему Генрих и, простояв три дня, 25 – 27 января 1077, в одежде кающегося грешника, босой и с обнаженной головой во дворе замка, дал устно и письменно клятвенное обещание в том, что он, по приговору Григория, примирится с князьями. Лишь после этого папа согласился отпустить императору грехи. (См. также статью Борьба Григория VII и Генриха IV.)

Каносса

Император Генрих IV перед Григорием VII и маркграфиней Матильдой в Каноссе. Миниатюра из жития Матильды, 1120-е гг.

 

Но лишь только Генрих снова приобрел прежнюю власть в Германии, он в 1080 приказал низложить папу и выбрать антипапу Климента III; сам же поспешил в Италию. Он осадил Григория в Риме, овладел городом, посадил на престол антипапу, которого и заставил короновать себя (1084). Григорий, запертый в крепости святого Ангела, находился в весьма опасном положении, из которого был освобожден войском своего союзника, норманнского князя Роберта Гвискара. Но утвердиться в Риме он не смог, и ушел с норманнским войском на юг. Сначала он жил в Монте-Кассино, потом поселился в Салерно, где и скончался 25 мая 1085 со знаменитыми словами: «Я любил правду и ненавидел ложь – и потому умираю в изгнании».