Возрождение или Ренессанс (итал. Rinascimento, фр. Renaissance) – восстановление, античной образованности, возрождение классической литературы, искусства, философии, идеалов древнего мира, искаженных или забытых в «тёмный» и «отсталый» для Западной Европы период Средних веков. Оно было той формой, которую приняло с середины XIV до начала XVI вв., культурное движение известное под именем гуманизма (см. о нём краткую и более подробную статьи). Необходимо отличать гуманизм от Возрождения, которое есть лишь характернейшая черта гуманизма, искавшего опоры для своего миросозерцания в классической древности. Родина Возрождения – Италия, где никогда не увядала древняя классическая (греко-римская) традиция, носившая для итальянца национальный характер. В Италии никогда не чувствовался особенно сильно гнет средневековья. Итальянцы называли себя «латинами» и считали себя потомками древних римлян. Несмотря на то, что первоначальный импульс к Возрождению отчасти исходил из Византии, участие византийских греков в нём было ничтожным.
Эпоха Возрождения. Кратко. Слушать аудиокнигу
Ещё до Флорентийской унии (1438) и падения Константинополя (1453) жил первый гуманист – Петрарка (1304 – 1374), с которого обычно и начинают эпоху Возрождения. Византийцы лишь обучали итальянцев греческому языку, относясь к древней литературе так же формально, как и средневековые схоластики. Возрождение в Италии получило в XV веке характер «паганизма», т. е. возрождения античной языческой культуры. До половины XV века Возрождение было порой энтузиазма и восторженных открытий. Из старых монастырских библиотек извлекались литературные сокровища, разыскивались утраченные сочинения древних писателей, приобретались с большим трудом греческие рукописи, составлялись библиотеки во Флоренции, Риме, Венеции. Найдены были сочинения Лукреция Кара, Италика, Витрувия, Аммиана Марцеллина, часть истории Тацита, несколько речей Цицерона, комедии Плавта. Купец Гирьяко всю жизнь с умилением собирал рукописи, странствуя по всему свету. Медали, статуи, драгоценные камни, здания, надгробные памятники чтились, как святыня. Особенно прославился на поприще открытий папский секретарь Поджо Браччолини, не только собиравший надписи и античные редкости, но и открывший почти всех известных в настоящее время латинских классиков. В особенности дорого было открытие «грязного, запыленного» Квинтилиана, сочинение которого Поджо собственноручно переписал в 53 дня. Знаменитым библиоманом и библиографом был Никколо Никколи, устроивший публичную библиотеку. Папа Николай V прославился основанием ватиканской библиотеки, оставив более 5000 томов книг. Кроме открытия греческих подлинников появилось множество латинских переводов с греческого языка, а рядом с библиотеками умножились музеи и академии.
Первым центром итальянского Возрождения была Флоренция: она дала миру Петрарку, Боккаччо, Макиавелли, Брунеллески, Донателло, Леонардо де Винчи, Микеланджело, и сделалась рассадником Возрождения, благодаря князьям-меценатам Медичи. При дворе представителя этой династии Лоренцо Великолепного встречались математики, географы, медики, философы, ученые историки, литераторы, архитекторы, скульпторы, живописцы, граверы и проч.
Своею роскошью и любовью к произведениям искусства прославился также ряд римских пап. При дворе папы Николая V жил замечательный архитектор и писатель-энциклопедист Альберти. Папа Пий II страстно любил древности, Павел II оставил богатую коллекцию драгоценных вещей, бронзовых изделий и камней, реставрировал арки Тита и Септимия Севера. При Сиксте IV были пополнены ватиканские архивы и библиотека, процветали наука и искусство. После Рима видными центрами Возрождения были Неаполь (с его королем Альфонсом Великодушным), Милан и Венеция. Последняя приняла участие в движении лишь в XVI в. и прославилась богатейшей коллекцией монет, медалей, всяких древностей и манускриптов.
Будучи воскрешением античной цивилизованности, Возрождение оказало непосредственное, громадное влияние на искусство, произведя глубокий переворот в развитии живописи, скульптуры, и в особенности, архитектуры. Первым фазисом эволюции в живописи было возвращение к природе, стремление художников подражать натуре, изучение законов анатомии, знакомство с перспективой. Появились портреты, которых вовсе не рисовали в Средние века, карикатуры. Итальянское искусство стало усваивать идеи, сюжеты древности; и тогда изучение природы было заменено подражанием древности. Прежде всех других искусств преобразовалась архитектура. Поэтому, в более тесном смысле, Ренессанс есть новая эпоха в истории западноевропейского искусства, особенно же архитектуры. Брунеллески, Гиберти и Донателло считаются первыми пионерами этого направления, хотя уже раньше их, в XIII и XIV в., Возрождение имело своих провозвестников в лице Джованни Пизано, Джотто и др. (protorenaissance). Первый период этой эпохи в истории итальянского искусства называется Ранним Ренессансом (до 1500). Время от 1500 – 1560 называют Высоким Ренессансом и наконец следующий затем период, приблизительно до 1600, Поздним Ренессансом, который затем мало-помалу переходит в стиль барокко.
Во Франции и Германии античный стиль смешался с национальными элементами, которые в первом периоде Возрождения, Раннем Ренессансе, выступали резче, нежели в последующих эпохах. Поздний Ренессанс развил античные образцы в более роскошные и сильные формы, из которых и выработалось постепенно барокко. В то время, как в Италии дух Возрождения почти равномерно проникал во все искусства, в прочих странах только архитектура и скульптура испытывали на себе влияние античных образцов. Национальной переработке подверглось Возрождение также в Нидерландах, в Англии и Испании. После того как Ренессанс выродился в рококо, настала реакция, выразившаяся в строжайшем следовании античному искусству, греческим и римским образцам во всей их первобытной чистоте. Но это подражание (в особенности в Германии) привело наконец к чрезмерной сухости, которую в начале 60-х годов XIX в. старались побороть возвращением к Ренессансу. Однако это новое владычество Возрождения в архитектуре и искусстве продолжалось лишь до 1880. С этого же времени рядом с ним стали вновь процветать барокко и рококо.