Первые флоты викингов появились у берегов франкского государства еще при Карле Великом. Он велел строить укрепления для обороны от них, и они бежали от блеска его грозного имени, как от молнии. Но в печали о возраставшей дерзости северных морских разбойников, он сказал пророческие слова: «С огорчением я предвижу, как много вреда будут делать они моим преемникам и их подданным».

 

Норманны, история. Слушать аудиокнигу с картинками

 

Великого императора не стало, и преемники его перессорились из-за дележа наследства, народы его государства разорвали государственную связь, соединявшую их, раздробилось могучее войско, вельможи разделились на враждебные партии, и начались междоусобия, поглотившие всю силу, все внимание франков и их государей. Тогда владычествовавшие на море северные германцы, в которых оттесненное язычество проявило всю свою энергию, свободно стали выходить на землю по всему протяжению берегов франкского государства, от устья Эльбы до устья Гаронны, стали свирепо опустошать области расстроенной, разрушавшейся империи, не встречая нигде единодушного отпора.

Походы викингов

Походы викингов. Карта

Автор изображения – Mediatus

 

Нападения «северных людей», нордманнов, или, по более мягкому французскому выговору, норманнов, на Западное Франкское государство (будущую Францию), образуют два периода: первая буря началась в конце царствования Людовика Благочестивого и свирепствовала почти тридцать лет при слабом правлении Карла Лысого. Вторая, еще более ужасная кончилась поселением норманнов на французской земле в основанием герцогства, названного Нормандией.

В 841 году, в год битвы при Фонтенуа, корабли викингов вошли в Сену и в Луару; их полчища разрушили Руан и Амбуаз, осадили Тур. Жители Тура в страхе смерти принесли на городскую стену мощи святого Мартина. Вид этой святыни одушевил новым мужеством защитников города, и Тур был спасен чудотворною силою своего покровителя. Викинги, возвратившись домой, говорили, что в земле франков мертвые страшнее живых. Вождями нашествия, которое было сильнее и гибельнее других и постигло Францию в середине IX века, были, как говорят, Бьёрн Йернсида (Железнобокий), сын Рагнара Лодброка, и воспитатель Бьерна, страшный Гастинг. Французские летописцы называют Бьёрна «королем войск и виновником всего опустошения», сравнивают полчище викингов с опустошительным потоком, низринувшимся на Францию с северных скал; особенно Гастинг приобрел во французских летописях страшную знаменитость неистовством, с каким злодействовал, опустошая все на своем пути. Викинги взяли Нант, убили епископа в церкви у престола, перерезали жителей и зажгли город. Потом они вошли в Гаронну, разграбили Бордо, доходили до Тулузы, несколько раз подступали к ней. При Тарбе они потерпели поражение, но в 845 году снова явились в юго-западной Франции, разбили войско Карла Лысого, взяли Бордо во второй раз и остались жить там. Один из храбрейших воинов истребляемого ими аквитанского народа, граф ангулемский Турпион пал под их мечами (в 863 г.) Удачнее была битва, данная им за одиннадцать лет перед тем (в 852 г.) при Брилиаке Рамнульфом, графом пуатуским.

В устье Луары они основали в 843 году укрепление на острове Нуармутье, поселились там и плавали, ходили оттуда в глубину страны, ограбили Тур, Блуа, Орлеан, Нант, опустошили Квентових (в Пикардии), в то время бывший одним из богатейших портовых городов франкского государства. В устье Сены они поселились с 841 года, в укреплении на острове Уасселе; три раза – в 846, в 857 и в 861 годах – они брали Париж. В 852 году вождями норманнов на Сене были Готфрид, сын Гаральда, и другой морской король, Сидрок. Карл Лысый и Лотарь I стали против них у Гивольдского рва; но дело кончилось, как обыкновенно, тем что короли дали им денег, чтоб они ушли. Готфрид является через несколько времени – все еще при Карле Лысом – во Фрисландии. Сидрок остался в устье Сены. Вождем другого полчища норманнов на Сене был Оскар (Коршун Стервятник, в нынешней немецкой форме слова Aasgeier); Руан в 841 году был разрушен им; в 848 году он разрушил Бордо.

В 859 году норманны поплыли вверх по Роне, единственной из больших французских рек, еще не носившей на себе их кораблей, опустошали землю по обоим берегам её, ограбили Ним и Арль; их отряды взяли Шартр и Пуатье; развалины монастырей дымились по их пути. Напрасно народ собирался биться с ними, напрасно Карл Лысый водил на них войско; если удавалось удалить оружием или выкупом один отряд их, другие отряды являлись на его место грабить несчастную страну, шли все дальше и дальше в глубину её. Карл Лысый при помощи своего племянника Лотаря II в 858 году загнал Сидрока и Бьёрна в их укрепление на острове Уасселе, блокировал их там несколько месяцев; но его брат, Людвиг Немецкий, приглашенный некоторыми из главных вассалов Карла, пошел отнять у него государство; он должен был бросить блокаду, идти отразить Людвига. Бьёрн Железнобокий с частью норманнов удалился, вероятно взяв за это деньги, и кажется был убит при нападении на Фрисландию.

Чтоб избавиться от других норманнов, оставшихся во Франции, Карл принял отчаянное средство: нанял на борьбу с этими врагами нового врага, морского короля Веланда, явившегося в 861 году на Сомме, предложил ему 3.000 фунтов серебра, установил тяжелый налог для сбора этой суммы; пока собирали деньги, Веланд поплыл в Англию, разграбил Винчестер, вернулся, вошел в Сену, потребовал увеличить плату до 5.000 фунтов, начал осаду норманнов, оставшихся на Уасселе. Осажденные, увидев, что не могут одолеть осаждающих, дали им больше, чем обещал король. Взяв с осажденных 6.000 фунтов, осаждающие соединились с ними, и все вместе стали вести переговоры с королем. Веланд был убит некоторыми из своих сподвижников; взяв с Карла выкуп, норманны уплыли, увозя с собою несметную добычу.

Карл созвал сейм для установления хороших мер обороны против норманнов. Сейм собрался в 863 году в Питре (на Сене), где было укрепление отплывших теперь норманнов. Было издано постановление об устройстве обороны, так называемый Питрский эдикт; но хорошей обороны не было устроено. На Луаре оставались викинги, грабили землю по этой реке, разрушили Орлеан. Гюг, аббат турского монастыря св. Мартина, и граф Гозфрид старались оберегать страну от этих луарских норманнов, но не могли одолеть их. Викинги появились на Гаронне, стали снова грабить области по берегам её. Появились викинги и на Сене; Карл в 865 и 866 принужден был откупаться от них большими суммами. Хроника того времени говорит: кустарник рос на стенах разрушенных городов и монастырей; все приморье превратилось в безлюдную пустыню; в остальной стране, и в северной, и в южной, уцелело мало людей. Даже средина государства представляла такой же вид; виноградники и сады были истреблены; люди разбежались; ни купцов, ни богомольцев не было видно по дорогам, и молчание смерти владычествовало на полях.

С 873 года норманны возобновили свои вторжения во Францию, взяли на Луаре Анжер, и Карлу Лысому стоило очень больших усилий выгнать их из этого укрепленного города. Вскоре после того началось междоусобие в Бретани; одна из партий призвала на помощь себе норманнов. Другой большой флот викингов вошел в Сену; Карл Лысый откупился от них огромной суммой денег. После смерти его короли во франкских государствах быстро сменялись; у королей являлись соперники, междоусобная борьба охватывала все части раздробившейся империи. Это было благоприятно викингам, они снова стали вторгаться большими массами с Немецкого моря и с Океана в Германию, Нидерланды, Францию.