Викинги, разорявшие Францию, часто плавали и в Средиземное море. Они много раз нападали на Испанию с разных сторон. Они вторгались в Каталонию с севера; они грабили Лиссабон; они являлись на андалузском берегу. В 844 году, викинги, вождями которых были, как говорят, Бьёрн Железнобокий и Гастинг, поплыли по Гвадалквивиру к Севилье, разбили близ неё в трехдневном сражении эмира Абдаррахмана и опустошили город, перерезали без пощады все живое, не только людей, но даже и животных. Но вообще они встречали в Испании больше сопротивления, чем во Франции; христианские короли на севере и мавры на юге одинаково храбро отражали их.

 

Норманны, история. Слушать аудиокнигу с картинками

 

Прогнанные из Испании, они набросились на берега Африки и на Балеарские острова. В 859 году викинги явились на западном берегу Италии, вошли в гавань Специи, взяли и сожгли город Луну. Предание говорит, что и тут вождем их был Гастинг, что он хотел взять Рим, сделать Бьёрна Железнобокого императором и владыкою всей Европы, что, увидев богатый город Луну, он принял его за Рим и взял его хитростью. Потом он ограбил Пизу, несколько других городов, поплыл на восток, грабил Грецию. Под его ли начальством или под начальством других вождей, викинги пустились к берегам Греции и Малой Азии. Потом не раз появлялись там их флоты, пришедшие с запада, и встречались на востоке Средиземного моря со своими соотечественниками – варягами, плававшими по большим рекам России в Черное море.

 

Норманны в Византии

Норманны плавали из России в Босфор, и флоты их грозно становились перед дворцом византийских императоров; другие отряды их поступали на службу к императорам, охраняли их престол. Любовь к странствованиям, жажда славы и добычи рано стала приводить норманнов в Константинополь, Миклагард, «Великий город» северных саг; там они поступали по найму в службу императора. Эти норманнские наемники составляли особое военное братство. Византийские писатели называют их варангами, уроженцами Туле, оружие которых – секиры.

Великолепная столица, в которой было столько сокровищ и легко было разбогатеть, с непреодолимой силой влекла к себе суровых детей севера. Они плыли туда или по рекам Русского государства, в котором их соплеменники составляли до времени Владимира Святого владычествующую военную касту, или избирали круговой путь вдоль французских, испанских берегов и по Средиземному морю. В XI веке, когда русские князья обуздали надменность варягов, число норманнов в Константинополе увеличилось воинами, ушедшими из России, а когда Вильгельм Завоеватель ввел в Англии феодальное устройство, многие англосаксы и датчане уехали от невыносимого ига в Константинополь.

Из всех войск византийской империи варанги считались самыми храбрыми и самыми верными. Они окружали императора, когда он отправлялся в поход; их охранению вверялось знамя империи. В сражении они шли туда, где был самый ожесточенный бой. «Варанги, варвары, уроженцы Туле, носящие на плече обоюдоострую секиру, – говорил императору Алексею Комнену один из его советников, – считают славу ненарушимой верности драгоценнейшим своим наследством. Склонять их к измене было бы делом напрасным, потому они предпочтительно пред всеми избраны быть телохранителями императора».